Американец еврейского происхождения Марк Гоулд пытался выяснить у немецких следователей, как поживает 95-летний ветеран СС Бернхард Франк.
Сегодня американец еврейского происхождения Марк Гоулд пытался выяснить у немецких следователей, как поживает
Гоулд втерся в доверие к бывшим офицерам Третьего рейха, чтобы найти среди них убийцу своей семьи. 28 родных Гоулда погибли в
В том, что теперь грозит бывшему эсэсовцу или не грозит, разбирался на месте корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Отеческие объятия, преданный взгляд и отнюдь не скрытая камера. Это совсем не похоже на разговор
Бернхард Франк: «С рейхсфюрером Гиммлером у меня было прекрасное, как это, взаимопонимание».
Марк Гоулд: «Прекрасные отношения?»
Бернхард Франк: «Он любил меня. Что мне сказать о нем? Гиммлер был славным человеком».
Во время этой беседы
Марк Гоулд: «Я хотел записать с ними интервью. Представляете, еврей выводит на чистую воду нацистских преступников, сопричастных к окончательному решению еврейского вопроса. Мне казалось, в этом есть нечто символичное. Но вышло еще хлеще!»
Он стал частым гостем на собраниях ветеранов и неонацистских слетах, он стал своим для истинных арийцев и, наконец, с их же поддержкой вышел на Бернхарда Франка — того самого офицера, что в апреле
Марк Гоулд: «За неделю до нашего первого интервью я увидел, как выглядит подпись Франка. Сопоставив ее с архивными документами, которые у меня были, я понял, что передо мной тот самый человек, который подписал в июле
Жертвами тех расстрелов стали почти все родные отчима Марка. И вот — встреча с убийцей семьи 70 лет спустя.
Бернхард Франк: «Это был приказ Гиммлера. Я лишь подтвердил своей подписью его подлинность. Но даже сейчас я уверен: это было безупречное решение».
С
Курт Шримм, руководитель Центрального управления по нацистским преступлениям: «По нашим архивным данным, Франк служил в командном штабе Гиммлера и действительно сопричастен к массовым убийствам, проведенным эсэсовцами на оккупированной территории Советского Союза».
Эти сведения, как и положено по немецким законам, архивариусы передали в прокуратуру. Однако та молчит уже полгода. Историка Клауса Гессе это не удивляет. Ни идейная верность нацизму, ни даже подпись на приказе о расстрелах, по законам Германии, зачастую не наказуемы.
Клаус Гессе, научный сотрудник документационного центра «Топография террора»: «Вся организация СС была основана на широком разделении труда. Приказы о расстрелах проходили через множество инстанций. А Франк, насколько я знаю, тогда занимал мелкую должность в штабе рейхсфюрера, ему было чуть за 20. Раз так, выходит, что сам он не мог оказывать никакого влияния на принятие решений. Франк выполнял бюрократические функции, просто передавая приказы начальства исполнителям».
Хотя если бы тот злосчастный приказ Франк тогда не передал, то близкие Гоулда, быть может, остались бы живы. Но в итоге жив и пока полон сил он сам. Немецкий пенсионер Бернхард Франк живет не в тюрьме, а в роскошной вилле под Франкфуртом. Из этой истории закадычный друг Гиммлера извлек лишь один урок, вывесив перед входом в дом табличку: «Посторонним вход воспрещен». Видно, и впрямь не стареют душой ветераны.