В московских книжных магазинах появилась новая полная версия последнего и, пожалуй, самого нашумевшего романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть».
В московских книжных магазинах появилась новая — полная версия последнего и, пожалуй, самого нашумевшего романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть». Того самого, в котором он откровенно рассказал, как жили легендарные «шестидесятники». Настолько откровенно, что в первом издании, все им написанное, напечатать не решились.
Что было вырезано, выяснил корреспондент НТВ Антон Вольский.
«Таинственная страсть» охватывает более трех десятилетий: детство, отрочество и юность «шестидесятничества». Старости у этой эпохи и не было — герои того времени умирали, оставаясь в душе бесшабашной молодежью, которая бросила вызов всесильной империи.
Дмитрий Бирюков, генеральный директор издательского дома «Семь дней»: «Эта коммунистическая власть, которая существовала тогда, она очень опасалась людей, которые могли собрать стадионы. Интеллигенция была у нас тоталитарная в основе своей, они были апологеты этого строя. И те „шестидесятники“ — это были ростки абсолютно нового, их все пытались изничтожить».
Поэты, превосходящие в популярности звезд эстрады. Билеты как в театр на судебные заседания по делу Синявского и Даниэля. Первое письмо протеста советской интеллигенции. Все это фантастично и в то же время очень современно. От своих подписей так никто и не отказался.
«В баре ЦДЛ молодая литература собирала трешки и пятерки, чтоб всем вместе отключиться от мерзкой действительности». Ресторан Центрального дома литераторов упоминается в книге более 10 раз — значительно чаще, чем другие аббревиатуры (КПСС или КГБ), потому что эти столы играли в жизни автора и его героев куда большую роль, чем столы в высоких кабинетах. Причем, как пишет Аксёнов, если за одним столиком велись антисоветские разговоры, за соседним сразу замолкали и прислушивались.
На обложке нового двухтомника красной строкой — «авторская версия». Это значит, Аксёновский мат и сцены секса оставлены без купюр. Книга распухла почти на 200 страниц и стала еще более откровенной.
Дмитрий Бирюков: «Я спросил: „Василий Павлович, ну что же у Вас там все совокупляются?“ Конечно, я другое слово использовал. Он говорит: „Ты не понимаешь“. Он считал, что главным ощущением того времени была свобода любви».
В книге почти нет настоящих имен, только псевдонимы, но все герои хрущёвской оттепели угадываются без труда: Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Высоцкий, Окуджава. Зато злые силы и душители свободы все под своими фамилиями.
Аксёнов назвал книгу «мемориальным романом», стерев грань между фактом и вымыслом. «Таинственная страсть» — это собрание баек, историй, что рассказывают только друзьям. Бесконечно субъективно, но из уст одного из, к сожалению, уже немногих очевидцев того времени, о котором мы так много слышали, но так мало знаем.