Конституционный суд лишил россиян возможности почувствовать себя агентами 007.
Сегодня Конституционный суд лишил россиян возможности почувствовать себя агентами 007. Судьи признали незаконным свободный оборот устройств, предназначенных для негласного сбора информации, проще говоря, для шпионажа.
В постановлении отмечено, что производство, продажа и использование «жучков» и скрытых видеокамер — это прямой путь к нарушению права на частную жизнь.
С жалобой в Конституционный суд обратились несколько российских предпринимателей, уже осужденных или только обвиняемых в изготовлении или торговле замаскированными микрофонами и камерами. Заявители указывали, что нынешнее законодательство нечетко регулирует эту сферу.
Корреспондент НТВ Илья Федосов передает из
В деле о шпионских штучках, как его называют неофициально, поставлена юридическая точка, причем на самом высоком уровне — в Конституционном суде. Разбирали часть третью 138 статьи Уголовного кодекса. Она определяет ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение специальных технических средств для негласного получения информации, иначе говоря, «жучков» и микрокамер.
Вопрос попал на обсуждение в Конституционный суд после того, как сразу несколько предпринимателей из разных регионов России были осуждены за сбыт шариковых ручек и пультов автосигнализаций со встроенными микрокамерами. Еще один житель Архангельска предстал перед судом за то, что разместил радиомикрофон в футляре
Алексей Трубин, предприниматель: «Сотрудники ФСБ пришли ко мне в жилище в два часа ночи, перевернули всю квартиру, изъяли, значит, паяльник, пинцет, канифоль, радиоприемник советского производства и два колпачка от губной помады».
Таким образом, возник конфликт между свободой предпринимательства и правом на неприкосновенность частной жизни. Разрешить его мог только Конституционный суд, что сегодня и произошло.
Позиция суда такова: законодательная норма Конституции соответствует — частная жизнь граждан должна быть защищена. Но толковать эту статью Уголовного кодекса нужно следующим образом. Бытовые приборы, например, мобильные телефоны, под категорию специальных техсредств не попадают. Но только в том случае, если они не закамуфлированы. Получается, что
Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «Нельзя понимать так, что если
Теперь дела заявителей должны быть пересмотрены в соответствии с новым толкованием. Но сегодняшнее решение Конституционного суда, вопреки ожиданиям, коснется практически всех жителей страны. Например, если
Гражданам нужно запомнить принцип: умышленно и тайно подслушивать чужие разговоры или подглядывать за людьми, которые об этом не знают, нельзя. Соответственно, любые предназначенные для этого специальные приборы или переделанные приборы бытового назначения, являются незаконными. Исключение — специальная техника для служб охраны правопорядка, и только с разрешения суда.