Cегодня в Санкт-Петербурге спустили на воду новое судно для полярных экспедиций «Академик Трёшников».
Cегодня в
Помимо технического оснащения — двух вертолетных площадок и современных лабораторий, там будет все, чтобы полторы сотни человек — экипаж и ученые — смогли жить и работать в максимально комфортных условиях, даже при сильных морозах.
За последними приготовлениями и торжественным спуском на воду наблюдал корреспондент НТВ Илья Федосов.
30 лет в нашей стране не строили таких кораблей.
Спуск на воду — это рождение корабля наполовину. Пока он представляет из себя стройплощадку — металлическую скорлупу судна, в которое установлено только то, что необходимо для поддержания ее на плаву. Главные двигатели и трюмная система обеспечения живучести. Потом уже у причальной стенки установят все второстепенные механизмы и электронику. Там его будут красить, и именно там рабочие мебельного цеха начнут монтировать койки и столы в уютных каютах.
Вадим Троицкий, заместитель начальника стапельного цеха
«Академик Трёшников» — это судно повышенной комфортности, если сравнивать его со знаменитым полярным кораблем «Академик Фёдоров». Оно, если цитировать технические параметры, «обеспечивает комфортные условия работы экипажу и экспедиции при температуре окружающего воздуха до минус 40». Есть и вертолетная площадка с ангаром. На борту корабля будет сразу два вертолета
Вадим Троицкий: «Они позволяют залить солярку, которая необходима для наших северных станций. Привезти ее без использования специальных нефтеналивных судов».
Последние часы перед спуском достаточно напряжены. Все, что нужно докрасить, докрашивается, все, что из удерживающих конструкций можно обрезать, обрезается. Технология спуска кораблей практически не менялась сотни лет. Раньше полозья, по которым судно соскользнет в воду, мазали салом, теперь смесью солидола, парафина и масла.
Единственное, что сейчас соединяет корабль с берегом, — металлическая балка, которая называется задержник. После того как ее перережут, судно под собственным весом начнет скользить вниз в воду. Это самый волнительный момент для судостроителей, особенно учитывая то, что процесс скольжения корабля практически невозможно контролировать.
Отрезка задержника — процесс технически несложный, но очень почетный. Поэтому его доверяют только заслуженным работникам верфи с рабочим стажем не меньше 25 лет. До последнего момента остаются сомнения, сможет ли спускаемое судно разбить лед, скопившийся в акватории.
И вот задержник лопается. Судно успешно расталкивает лед и выходит на середину Невы. В воду падают тормозные якоря, звучат крики «ура!». В то время как на берегу заводчане празднуют успешный спуск на воду, в трюмах корабля, который при помощи буксиров отводят к причальной стенке, два десятка человек спешно осматривают все швы и соединения — нет ли течи.
Следом судно отделают и достроят. И сразу после сдачи заказчику в сентябре оно отправится в свой первый арктический рейс.