Каждая пятая родившая женщина страдает от депрессии. Такие данные приводит Всемирная организация здравоохранения. В России подобной статистики нет. Ведь нашем обществе негласно принято считать, что депрессия это скорее какая-то блажь или обычная лень. А уж тем более в случае молодых матерей, которые, как считают многие, должны светиться от счастья.
Послеродовая депрессия — страшный диагноз, который так и не был поставлен покончившей с собой Людмиле из Москвы. Женщина с двумя детьми 11 ноября свела счеты с жизнью. Дочь погибла, старший сын выжил.
По словам специалистов, именно депрессия привела к трагедии. 20% пережили это заболевание. И половина — были на грани.
Юлия Карачёва, психотерапевт: «Душераздирающая черная тоска, гневливая раздражительность, ощущение неприязни к окружающим, это беспокойство, тревога: я не справляюсь ни с ребенком, ни с жизнью».
Но тут вступают скептики: да какая депрессия? Может, болезнью экзальтированных барышень прикрывают обычную лень и нежелание менять свою жизнь под ребенка?
Петербурженка Вера Беседина со своей депрессией справилась, только когда пришла в специализированный центр. У Веры было все, что становится причиной депрессии у всех: гормональная перестройка, физическая усталость. И самое главное — невозможность испытывать хоть
Вера Беседина: «Средства массовой информации, да та же реклама транслируют идеальные картинки: розовые малыши, счастливые мамы».
Только Миша не был похож на розовощекого пупса из рекламных роликов. Мальчик постоянно плакал, плохо ел, отказывался лежать в коляске. И Вера винила именно себя во всем этом: ей казалось, что это она плохая мать.
Вера Беседина: «Хотелось выть, лезть на стены. Потому что просто лечь и не вставать — я не могла себе позволить… Хотелось уйти совсем, бросить мужа, ребенка, взять билет на поезд и поехать в другой город, в другую страну».
Общество буквально требует, чтобы рождение ребенка сделало женщину счастливой. Но никто не говорит, что уставать от его плача и капризов — тоже нормально. На этой смеси и растет депрессия с вечным чувством вины, страха и одиночества. Телеведущую и мать троих детей Тутту Ларсен уныние после рождения ребенка едва не загнало в угол, как загоняет всех современных женщин: это раньше вокруг были
Тутта Ларсен, телеведущая: «Я пережила все эти три состояния: страх, одиночество, чувство вины… Я научилась быть счастливой матерью, материнства без проблем не бывает. Но материнство без стресса — бывает».
Послеродовая депрессия может проявиться в первые шесть недель после появления ребенка. Но психиатры уже спорят со статистикой: болезнь может проявить себя гораздо позже и затянуться на несколько лет.
Юлия Карачёва: «Кризисный — первый год жизни ребенка. Опираясь на ВОЗовскую классификацию, то, что происходит позже, изменения происходят гормональные, они связаны с изменениями в настроении…»
Корреспондент: «А если один за одним?»
Юлия Карачёва: «Если один за одним, то усталость, социальный фактор».
Предупредить депрессию можно самым простым вниманием: разговаривать о проблемах, помогать, и главное — своевременно обращаться к психологам и психотерапевтам, чтобы счастье материнства не граничило с отчаянием.