Сегодня в Музее Пушкина под толстым пуленепробиваемым стеклом выставили картину, которая на ближайшие 1,5 месяца обеспечит Пушкинскому многочасовые очереди.
Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина под толстым пуленепробиваемым стеклом выставили картину, которая на ближайшие 1,5 месяца обеспечит Пушкинскому многочасовые очереди. Из римской виллы Боргезе в Москву правительственным рейсом прибыла «Дама с единорогом» Рафаэля Санте, открывающая год Италии в России.
Несмотря на то, что Рафаэль считается одним из самых любимых в России художников Возрождения, здесь хранятся только две его работы, и обе — в Эрмитаже. Поэтому для Москвы нынешняя моновыставка — событие исключительное. На сегодняшнюю церемонию открытия прибыл весь высший свет столицы.
Корреспондент НТВ Юрий Кучинский наблюдал.
Ворота перед входом в седьмой зал эпохи Возрождения сегодня кажутся просто
Есть еще два в Эрмитаже, но это уже второстепенные работы. Всю остальную коллекцию Рафаэля из нашей страны распродали после революции. Так что то, что зрители увидят здесь, — убедительное доказательство, что и один Рафаэль в музее — выставка.
Надежда Рейн, ученый секретарь Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: «Это огромная радость, и это, я бы сказала, огромное счастье видеть в наших стенах такое произведение».
«Дама с единорогом» — это своего рода верительная грамота нового итальянского посла в России Антонио Ланди. Это именно по его инициативе Рафаэля привезли в Россию из родной галереи Боргезе со всеми предосторожностями — в специальном контейнере и даже правительственным бортом. Однако и это еще не конец: уже в этом году в Москве ожидают увидеть Боттичелли, Караваджо, и еще много чего.
Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России: «Мы привезем сюда так же театральные и музыкальные постановки, организуем несколько концертов, и таким образом итальянские шедевры станут частью русской культуры».
Одним из самых интересных моментов, конечно, остается поразительное сходство «Дамы с единорогом» и «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Даже в
Леонардо да Винчи писал свою мистификацию, полную зашифрованных смыслов, а Рафаэль — портрет на заказ, пусть и исполненный в совершенстве.
Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: «Картина оказалась неоднократно переписана в течение столетий. Там вместо дамы с единорогом сначала была дама с собачкой — у нее на коленях сидела маленькая собачка. Была еще одна ее трансформация: она превратилась в Святую Екатерину. На плечи этой молодой женщины, изображенной на картине, набросили плащ».
Рафаэль, как представитель прекрасного из жрецов, дает прекрасную возможность прикоснуться к совершенству. Идеально выверенная палитра, каждая линия, да и вообще здесь можно погрузиться в идеал женской красоты XVI века. Однако же не более.
В отличие от Леонардо да Винчи Рафаэль лишает людей XXI века приятной возможности почувствовать себя специалистом по живописи эпохи Возрождения, наспех на ночь прочитав один детективный роман.