Общественная палата и президиум Совета по правам человека готовы рассмотреть вопрос об ужесточении наказания за угрозы в адрес судей. Только за последний год 16 судей в Москве были взяты под государственную защиту из-за опасений за их безопасность. Эта профессия остается одной из самых опасных, на ее представителей все время пытаются оказать давление, в том числе и через Интернет.
О такой необходимости заявили после очередного громкого случая.
Именно вторая статья — угрозы в адрес судьи — наиболее болезненно воспринимается в обществе. И хотя неприкосновенность судей четко прописана в Конституции, на практике они постоянно сталкиваются с угрозами. Вот лишь один факт: только в этом году на входе в здания судов Москвы изъяты более 600 единиц травматического оружия и 1500 единиц холодного оружия.
В апреле 2015 года к пожизненному заключению приговорены националисты Баклагин и Исаев, которые расправились с судьей Мосгорсуда, дважды выстрелив ему в спину на лестничной клетке. В 2012 году в Таганском районном суде пытались зарубить топором судью, которая вынесла приговор Pussy Riot. И это только Москва.
Андрей Клишас, полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном Суде и Генпрокуратуре: «Сейчас в Москве семь судей находятся под государственной защитой. А если мы с вами посмотрим на статистику, то увидим, что в 2017 году таких судей было шесть, в 2018 тоже шесть, а в 2019 году за весь период их было 16».
Сейчас к обычным — устным или письменным угрозам в расправе — в адрес судьи добавился шантаж в Интернете. Судей начинают преследовать в социальных сетях, в Интернете также преследуют родственников, близких. По словам Андрея Клишаса, когда судьям угрожают, на них оказывают не только физическое, но и психологическое, моральное давление.
Проблема настолько серьезная, что ставит под угрозу не только безопасность самих судей, но и всей судебной системы страны в целом. Ведь вершить правосудие под угрозой невозможно. А учитывая, что на 30 тысяч российских судей выпадает колоссальная нагрузка (в год рассматривается до 30 миллионов дел), то любое давление на судью просто необходимо исключить. И неважно где: в реальной жизни или в Интернете.
На Западе любые противоправные действия против судей относятся к разряду тяжких преступлений, так как они расцениваются как преступления против общества в целом. У нас должно быть так же: судья выносит решения от имени Российской Федерации, а не от себя лично.