Сразу 18 природоохранных предприятий обратились к президенту с просьбой прекратить выдачу лицензий на добычу золотого песка. Специалисты уверены, что ущерб природе невосполним.
Часто руду моют незаконно, и о сохранении окружающей среды речи вообще не идет. А если вспомнить недавний прорыв дамбы золотодобывающей артели в Красноярском крае, то такие предприятия опасны не только для природы, но и для жизни человека.
Чтобы добраться до стоянки старателей, нужно переплыть реку и пройти километры через тайгу. Только после этого можно увидеть рядовой сибирский прииск. По бумагам это изыскательские работы, на деле же, говорят люди, — полноценная золотодобыча. Таких приисков, рассказывают активисты, только в их районе десятки. Туда старатели пришли в начале года. Нужные разрешения они получили по проверенной схеме.
Василий Марковский, житель деревни Петропавловка: «Сейчас этой компании выдана лицензия на поиск и оценку места, а по факту ведется добыча золота, пусть и не в больших масштабах».
Проверки показали, что в ручье Дремучка зафиксировано повышенное содержание меди и железа. Местные рыбаки уже заметили, что в реке Мажарка, куда впадает ручей, стало меньше рыбы. А дальше, уверены активисты, масштабы экологического бедствия будут расти.
Организовать клондайк
Экологи уже открыто называют Красноярский край сибирским клондайком. С каждым годом в Роснедра подается все больше заявок на изыскательские работы. И все больше компаний получают положительное решение.
Тем временем большую часть золота в России получают на рудниках. Добыча россыпного золота — а именно его моют на сибирских реках — составляет только четвертую часть общего объема. Экологи уверены, что выгода от продажи этого золота никогда не покроет ущерба, который наносят старатели окружающей среде. Активисты уже обратились к президенту с предложением запретить добычу драгоценного песка.