Сегодня торговый порт в Усть-Луге посетили сразу два вице-премьера российского правительства — Игорь Сечин и Сергей Иванов. Чиновники осмотрели строящийся терминал для перевалки нефти. Это важный стратегический объект. Балтийская трубопроводная система-2 позволит значительно увеличить грузопотоки на территории России.
Репортаж корреспондента НТВ Виктора Черногуза.
В морской порт Усть-Луга Сергей Иванов прибыл по воздуху. Едва успев выйти из вертолета, приступил к выслушиванию докладов, главный из которых касался строительства второй очереди Балтийской трубопроводной системы. Она как раз будет оканчиваться в Усть-Луге.
Дмитрий Сафонов, генеральный директор компании-подрядчика: «Сейчас ведутся работы вдоль трассы линий электропередачи по системе связи. Испытания прошли более 88 километров из тысячи. Оставшиеся 100 километров поверим при положительных температурах в мае месяце».
Балтийская трубопроводная система — один из самых амбициозных проектов федерального центра. Она позволяет экспортировать нефть в Европу напрямую с территории России, лишив тем самым прибалтийские страны платежей за транзит.
На сегодняшнем совещании в присутствии еще одного вице-премьера Игоря Сечина было подтверждено: первую очередь системы введут уже в этом году. Что позволит перекачивать через Усть-Лугу до 30 миллионов тонн нефтепродуктов каждый год.
Усть-Луга сегодня играет фактически ту же роль, что и Петербург в XVIII веке. Это наше окно в Европу, через которое проходят самые различные грузы. Например, автомобили, контейнеры, сыпучие материалы. Планируется, что к 2018 году Усть-Луга станет самым современным и глубоководным портом на Балтике, через который в год будут переваливать фантастические 180 миллионов тонн грузов.
В развитие Усть-Луги государство вложит около 90 миллиардов рублей, еще 65 добавят инвесторы. Порт должен стать не только перевалочной базой для нефтепродуктов. Здесь уже работают несколько терминалов, и ассортимент перевозимых грузов планируется расширить.
Сергей Иванов, вице-премьер Правительства РФ: «Рассматривается вопрос о строительстве здесь зернового терминала, наряду с алюминиевым. Тем самым, на мой взгляд, обеспечивается интерес российских инвесторов. Все крупные грузоотправители сюда уже зашли. И не только экспортеры, но и импортеры».
Среди прочего через Усть-Лугу проходит значительное количество поставляемых в Россию иномарок. Как заявляет руководство порта, транспортировка машин через Усть-Лугу, минуя Европу, позволяет снизить для покупателя цену каждого автомобиля на 200 долларов. И, возможно, это еще не предел. Сегодня было решено упростить для судов схему прохождения таможенных процедур. В работающей сегодня системе есть много недостатков.
Максим Широков, генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга»: «Необходимо оформлять отдельные таможенные декларации на тот груз, который остается на борту и следует в следующий порт. Также необходимо осуществлять депонирование денежных средств на счетах таможни на весь груз, который остался на корабле. Это очень большие деньги и большое отвлечение денег грузовладельцев и судовладельцев. Как ответить? Теряются очень большие средства».
Так что, возможно, сегодняшнее совещание окажется важным не только в глобальном смысле (Россия постепенно теряет зависимость от так называемых транзитных государств), но и принесет пользу обычным гражданам, которые смогут покупать импортные автомобили чуть дешевле.