Видеозаписи стали едва ли не главными доказательствами в спорах и судах. Теперь это оружие и для защиты, и для нападения, но им нужно учиться пользоваться, чтобы не навредить самому же себе.
Пензенский предприниматель Михаил Крапп вооружился камерой и отправился разоблачать работников автосалона, где уже 50 дней стоит в ремонте по гарантии его машина. Однако в клиентском отделе от разговора отказались, а на просьбу показать автомобиль потребовали письменный запрос. Писать запрос, чтобы увидеть свой автомобиль Михаил не стал, а просто выложил запись в Сеть. Ролик тут же стал хитом.
Михаил Крапп: «Число просмотров достигло больше полумиллиона. Автомобиль починили. У нас была беседа с руководителем, где он принес нам извинения».
Внезапная слава вынудила руководство салона не только вернуть машину, но и выплатить шестьдесят тысяч рублей компенсации. Общественная поддержка в Сети явно помогла Михаилу. Но через месяц популярность подвела автора: он получил иск на полмиллиона рублей — за то, что опубликовал видео с лицами сотрудников автосервиса.
Суд обязал Михаила разместить новую версию ролика с закрытыми лицами героев. Юристы объясняют: запретить снимать в салоне не может никто, но публикация видео грозит последствиями. Тонкость трактования законов в том, что Гражданский кодекс запрещает использовать изображение гражданина без его согласия. Впрочем, если видео опубликовано в общественных интересах, то согласие не требуется. Михаил снова собирается в суд.
Михаил Крапп: «Намерен дойти до Верховного суда. Потому что, снимая сотрудников на их рабочем месте, я не считаю, что я вторгаюсь в их личную жизнь».
Олег Теницкий, адвокат по вопросам защиты приватности, чести и достоинства: «Продавцы магазинов, владельцы
Закон разрешает снимать почти везде, но строго охраняет гражданские права тех, кто попадает вам в объектив. Не нужно стесняться снимать на видео все конфликты, но выкладывать их в Сеть не обязательно. Порой лучше приберечь такое видео до суда.