Сразу несколько тяжелых болезней глаз, раньше приводивших к слепоте, теперь объявлены излечимыми.
Сразу несколько тяжелых болезней глаз, раньше приводивших к слепоте, теперь объявлены излечимыми. Это произошло на Международной конференции в московском центре микрохирургии глаза имени С. Н. Фёдорова.
Речь идет о повреждениях самого труднодоступного глазного отдела — сетчатки. В лабораториях всего мира сейчас работают над созданием ее искусственного аналога. Вместе с достижениями хирургов, как убедился корреспондент НТВ Сергей Малозёмов, это сулит настоящие чудеса.
Москвичке Валентине Алексеевне — 65 лет. Несколько недель назад она потеряла мать, а потом сына. Тяжелый стресс привел к тому, что правый глаз вдруг почти перестал видеть. Ни читать, ни смотреть телевизор, ни даже определить время по часам.
Пациентка: «Конечно, с таким зрением очень тяжело жить. Да и могло быть совсем ослепление».
Врачи поставили диагноз: разрыв сетчатки. Для глаза это то же самое, что трещина матрицы для видеокамеры. Отказывает самый главный воспринимающий элемент — тот, который превращает свет в электричество, нервные импульсы.
Светочувствительные клетки — палочки и колбочки — расположены на сетчатке так плотно, что даже крошечный дефект в несколько микрон может привести к очень серьезному нарушению зрения. До операции у Валентина Алексеевна видела примерно так: центральное поле выпало совсем, на периферии — все искажено. Еще несколько лет назад помочь ей нельзя было бы ничем.
В такой же ситуации оказывались еще тысячи пациентов. Например, беременные женщины, у которых близорукость осложнялась отслойкой сетчатки, или больные диабетом — у них часто бывает полная слепота
Христо Тахчиди, генеральный директор МНТК «Микрохирургии глаза» им. С. Н. Фёдорова: «В сущности, у нас, наконец, появилась возможность войти в микромир живого глаза. Вот мы в него вошли, и оказалось, что это галактика, которую нужно исследовать, это космос, который нужно исследовать. Я думаю, это займет ближайшие десятилетия».
Валентину Алексеевну оперировал один из мировых авторитетов в области глубокой глазной хирургии — доктор Атанасиос Николакопулос из Греции. Толщина игл, проникавших в глаз, — всего 0,3 миллиметра. Уникальная по точности операция транслировалась прямо в
Атанасиос Николакопулос, офтальмохирург (Греция): «Если вы видите, что зрение у вас исказилось, и вертикальные линии становятся кривыми, срочно идите к врачу. На первой или второй стадии процесса все еще можно поправить. Тут мы имели дело с четвертой стадией, и полностью зрение, конечно, не вернется. Но и слепота ей уже не грозит».
В соседней операционной работает лазер. За считанные секунды он проникает в глубокие слои сетчатки и в зависимости от болезни стимулирует работу клеток или убирает ненужные, возвращая зрение совсем еще молодому человеку, пострадавшему от травмы. Доктора говорят: такое тонкое вмешательство в работу организма еще недавно казалось фантастикой, а теперь — реальность.
Христо Тахчиди: «Если ты отрежешь кусок кишки, никто ничего не поймет, но если ты, не дай бог, миллиметр ткани выключишь в глазу, это уже завтра будет понятно абсолютно».
Хирурги Фёдоровского центра обещают, что максимально быстро, за