Эксперты-криминалисты должны помогать разбираться в сложных делах, а вместо этого часто путают следы, подменяют анализы пьяного водителя, теряют видеозаписи, меняют схему ДТП и вместе с виновниками аварий уходят от серьезных наказаний.
Только спустя шесть лет после автокатастрофы в Перми следователя Надежду Матвееву обвинили в злоупотреблении полномочиями. Она разрешила уничтожить машину подозреваемого до решения суда.
В Шацке заместителя главного врача больницы оштрафовали на 20 тысяч рублей за то, что сдала свою кровь вместо сына полицейского. Только после скандала эксперт Михаил Клеймёнов, признавший пьяным ребенка, получил 10 месяцев исправительных работ за халатность.
Софья Ржаникова, вдова погибшего водителя: «Мои дети не заслужили, чтобы расти без папы
Зимой серую Kia занесло на скользкой трассе при обгоне автобуса. Уходя от встречного удара, водитель «Калины» врезался в автобус.
Рамин Хусейнов, свидетель ДТП: «Она, получается, через встречку, виляя, между „Калиной“ и автобусом ушла. Касание было или не было, я не могу сказать».
Свидетель Ксения Барнова уверяет, что видела, как иномарка задела «Ладу Калину» и от столкновения с Калиной она улетела в кювет. Софья Ржаникова просила следователя и эксперта сразу осмотреть кузов иномарки, но уже через неделю следов удара не нашли. Другой независимый эксперт даже не проверил толщину краски.
Софья Ржаникова: «Он просто ее сфотографировал, написал, что, по его мнению, автомобили Kia и „Калина“ не контактировали».
В уголовном деле, возбужденном после жалобы в прокуратуру, водитель Kia Наталья Парфёнова — просто свидетель. Программа «Главная дорога» нашла ее машину в автосалоне и показала независимому эксперту. Специалист уверен, что там, где, возможно, был удар, машину красили.
Алексей Толстов, эксперт по подбору автомобилей: «В машине были характерные повреждения задней части автомобиля с нанесением шпаклевки, вторичного покраса автомобиля».
До сих пор не проведена и экспертиза карты памяти из регистратора автобуса. Следователь уносила флэшку домой, не сумев открыть на работе.
Марина Морозова, начальник следственного управления УМВД России по Гатчинскому району Ленинградской области: «Я не буду ничего комментировать. У нас есть заключение эксперта, у нас проведены все экспертизы о том, что там проводилась и доследственная проверка после возбуждения уголовного дела».
Детали расследования снова изучают в прокуратуре. Служебные проверки в отношении экспертов и следователей редко приводят к серьезным наказаниям. Чаще всего дело ограничивается выговором.
Станислав Лагойко, адвокат, бывший сотрудник ГСУ ГУ МВД России по г. Москве: «Я могу пожаловаться на следователя ежедневно, по одной жалобе в день писать. Максимум, что ему скажут: почему на тебя жалуются, ты с человеком поговори. Все. Человек не чувствует зоны ответственности».
В УК РФ есть статья о заведомо ложных показаниях экспертов, но часто их наказывают за ошибку, а не за умышленный подлог. Выявлять разницу криминалист София Болховитина предлагает на детекторе лжи.
София Болховитина, юрист, криминалист, капитан полиции в отставке: «Дважды ко мне обратились следователи и опера с вопросами провести специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа в отношении эксперта, проводившего определенный вид экспертизы. И эксперты отказались».
Призвать к порядку экспертов решили и в Государственной думе. В первом чтении приняты поправки, по которым уголовную ответственность за подлог вводят даже на начальных этапах расследования. Максимальное наказание — до пяти лет тюрьмы.
В Перми Надежду Матвееву, обвиняемую в злоупотреблении полномочиями за уничтожение улик, отпустили прямо из зала суда по амнистии в честь