Турция на этой неделе начала военную операцию на севере Сирии, в курдском районе Раджава, назвав ее «Источник мира». И это третья операция Турции за 4 года. Сейчас там, где турки атакуют, горящие города, толпы беженцев, воронки от авиаударов. Курды уже отбили обратно захваченный турками город Рас-Эль-Айн , пытаются отбить Тель-Абьяд . Если операция продолжится, беженцами могут стать 1,5 млн человек.
Все началось с того, как Эрдоган объявил на Совбезе ООН: хотим создать в Сирии
Теперь госсекретарь США Помпео уверяет: Трампа не так поняли, зеленый свет никто не давал. Но факт есть факт: Трамп сказал, Эрдоган сделал. И пообещал, что это только начало. И теперь расклад выглядит очень странно: Трамп за Эрдогана, Америка и Иран — против Эрдогана. Россия наблюдает, Сирия молчит, а ведь речь идет о ее земле.
Асад прекрасно понимает, что сейчас курдская карта может быть самым большим козырем в игре. Поэтому он должен
И тут Эрдоган подлавливает Трампа — это будет просто «операция против террористов», которые нам угрожают. Мы сами их победим, это ничего не будет вам стоить. Рычаг срабатывает. Twitter Трампа не останавливается: «Мы больше не будем вести бессмысленные войны», «мы там оказались по ошибке», «мы будем воевать только там, где выгодно», «уходим». В ответ весь Вашингтон взрывается заявлениями: «Трамп предал курдов», «мы против Трампа», «его советники просили молчать, а он снова решил импровизировать, это опасно». Заявления в Сенате США: «Теперь Турция ведет войну при поддержке России и Ирана, это они во всем виноваты». Но уже Трамп оправдывается: «нам нравятся курды, они вместе с нами побеждали халифат, но
Лоуренс Уилкинсон, начальник штаба Госсекретаря США Колина Пауэлла (
Ясар Якыш, министр иностранных дел Турции (
Москва пока в курдском вопросе держит нейтралитет, но все уже очень горячо, потому что Турция объявляет, что курдский народ она террористическим не считает, но считает террористическими любые вооруженные формирования курдов. С другой стороны, Америка всегда объявляет, что курды — ее союзники, и именно курдский аргумент применяет в любом споре, как последний.
Курды очень хотят свою страну. Сейчас они в очередной раз поверили тем, кто объявил себя их союзниками и пообещал им этот шанс. Но сейчас получается, что народ, разбросанный огромными анклавами между 4 государствами — Ираном, Ираком, Сирией и Турцией — снова может стать лишь политическим рычагом. Курды прекрасно понимают, именно сейчас у них есть шанс привлечь к себе внимание и говорить с международным сообществом на равных. Потому что на их территории те самые лагеря, которые волнуют все мировое сообщество. В лагерях не только беженцы, женщины и дети. Курды уже объявили: 80 тысяч боевиков халифата могут разбежаться, если регион будут бомбить.
Хошиар Сивали, глава отдела международных отношений Демократической партии Курдистана: «В
Все прекрасно понимают, что Трамп не просчитал проблему лагерей, в которых сидят боевики халифата. Президент США уже оправдывается в Twitter: Турция обещала, что будет гуманной и гарантирует, что боевики не разбегутся. А если нет, Трамп «сотрет ее экономику в порошок». Но Эрдоган уже докладывает о результатах: 459 курдов, которых он называет террористами, убиты, сотни ранены. Глава МИД Турции холодно отвечает: мы не можем комментировать твиты Трампа — их слишком много, а мы очень заняты военной операцией.
Все понимают, что Эрдоган не остановится. Он уже заявил, что идет до конца. И это может стать прецедентом мирового масштаба, когда сильная страна вводит войска в слабую, объявляя это «операцией по обеспечению своей безопасности». Это даст и Израилю право поддержать Турцию. Именно поэтому Израиль уже заключает договор о ненападении с саудовскими принцами, потому что сейчас это их общая война против Ирана в Сирии, за которой только остается наблюдать Асаду и пытаться понять, на кого ставить. Поэтому Путин и заявлял еще до начала операции «Источник мира»: Иран и Израиль, прекратите использовать Сирию, как плацдарм для выяснения отношений, там и так все очень плохо.