Сегодня Сергей Сторчак вышел на работу после трехлетнего «отпуска» в СИЗО и узнал, чем будет заниматься в Минфине дальше.
Глава Минфина Алексей Кудрин сегодня подписал приказ, привлекший внимание не только его подчиненных. Речь в документе идет о самом известном после самого Кудрина сотруднике министерства, вышедшем на днях на работу после трехлетнего «отпуска», — заместителе министра финансов Сергее Сторчаке.
Почти все это время чиновник, если кто не помнит, провел или в СИЗО, или под подпиской о невыезде. Сторчака и других фигурантов обвиняли в попытке хищения 43 миллионов долларов из федерального бюджета. Но в итоге дело развалилось, а сегодня Сторчак узнал, чем будет заниматься в Минфине дальше.
Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев — о громкой истории.
По сути, Сергей Сторчак возвращается к работе, которой занимался раньше, которая ему хорошо знакома. Он отвечал за сферу международных финансовых отношений и, в частности, за вопросы иностранных кредитов и внешнего долга. Я хорошо помню визит Путина в Индонезию в сентябре 2007 года. В Джакарте проходила церемония подписания соглашения о выделении Россией Индонезии государственного кредита. И мне посоветовали взять интервью у заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Намекнули, что у него хорошие перспективы в карьере.
Имя Сторчака тогда мало что говорило широкой публике, но я не раз видел его выступления в правительстве. И он производил самое положительное впечатление, благодаря своей информированности, эрудиции. И вот два месяца спустя словно гром среди ясного неба: Сторчак арестован и обвинен в мошенничестве в связи с так называемым алжирским долгом.
Речь шла об урегулировании задолженности Алжира еще перед Советским Союзом. Алжир собирался расплачиваться своими товарами. Поручено было сопровождать этот процесс некоей российской компании «Содэксим», она перечислила в российский бюджет гарантийные платежи в сумме 24 миллиона долларов, но обещанные поставки Алжир не произвел.
«Содэксим» потребовал от Правительства России вернуть деньги плюс оплатить упущенную выгоду. Была согласована сумма в 43 с лишним миллиона долларов. Но неожиданно против курировавшего эту проблему замминистра Сторчака и руководителей «Содэксима» было заведено дело о хищении денежных средств со счетов Минфина под предлогом покрытия затрат компании. Началось, можно сказать, хождение Сторчака по мукам.
Он провел в Лефортово и «Матросской тишине» в общей сложности 11 месяцев. В случае признания судом его вины Сторчаку грозил десятилетний срок заключения. Человек, привыкший ворочать в министерстве десятками миллиардов долларов, координировавший финансовый курс России в рамках «большой восьмерки» изо всех сил пытался отстоять свое доброе имя, но все усилия адвокатов оказывались безуспешными.
И вот также неожиданно, как и арест, Сторчака выпускают из Лефортово под подписку о невыезде. Я тогда дежурил весь день у ворот следственного изолятора. Сторчак вышел лишь под вечер. Его первые слова благодарности были в адрес Алексея Кудрина, который не побоялся пойти против позиции правоохранительных структур и проявил человеческую порядочность, все это время морально поддерживал своего заместителя.
Корреспондент: «Как здоровье, настроение, вообще в целом?»
Сергей Сторчак, заместитель министра финансов: «Настроение хорошее, много смотрел благодаря прессе за тем, как развивается экономическая, финансовая ситуация в стране».
Сторчака выпустили из камеры, но дело прекращено не было. Следственные органы продолжили расследование. Сторчак официально снова вышел на работу, но взял длительный отпуск, половину за свой счет. Другая половина — за счет накопившихся отпусков в прошлом.
Пока не известно, будут ли Сторчак и его защита требовать финансовой компенсации за причиненный ущерб, как это принято на Западе. Ведь Арбитражный суд в ноябре прошлого года обязал Минфин возвратить компании «Содэксим» 43 с лишним миллионов долларов и тем самым фактически признал невиновность Сторчака.
А в конце января нынешнего года Следственный комитет России прекратил и уголовное преследование Сторчака за отсутствием событий преступления. Сегодня Сторчак приказом Алексея Кудрина вошел в свои официальные обязанности.
Андрей Матвеев, руководитель
Итак, настоящий
Сторчаку сильно повезло, о нем не забыли, его не бросили в тяжелую минуту и теперь можно говорить, что черная полоса в его жизни ушла в прошлое.