Участники идущей в Москве международной конференции, посвященной началу Второй мировой войны, обратились к Европарламенту с призывом не перевирать исторические факты и обращаться за помощью к профессионалам. Речь идет о недавно принятой евродепутатами резолюции, в которой ответственность за события 80-летней давности возложили и на Советский Союз.
Эта научная конференция как будто поменяла дисциплину с исторической на философскую, и ее вопрос профессор из Лондона уже слышал от своих студентов.
Владислав Зубок, профессор Лондонской школы экономики: «Молодой человек спрашивает: написано так, потом наоборот, теперь мы возвращаемся к тому что было написано раньше. А что же такое истина?»
Вторая мировая война началась 80 лет назад. Казалось бы, за столько десятилетий все уже должно стать понятным, но историкам всегда есть о чем поговорить, появляются новые гипотезы, ранее неизвестные документы находят в архивах, а порой и пишут с нуля.
Тамаш Краус, профессор Будапештского университета им. Л. Этвёша: «В Евросоюзе документ приняли резолюцию, что фашистская Германия и СССР почти отождествляются. Это настоящая ставка этой дискуссии».
Эта резолюция с названием «О важности европейской памяти для будущего Европы»
Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества: «Этот документ не что иное, как продукт такого, я бы сказал, циничного, аморального и даже подлого политического заказа».,
В документе, обсуждение которого стало основной повесткой конференции, много говорится о пакте Молотова — Риббентропа, и совсем мало о том, что к нему привело, например, о мюнхенском сговоре.
Михаил Липкин, директор Института всеобщей истории РАН, профессор РАН: «Одно дело — наука развивается, историки могут высказывать гипотезы, обсуждать их, отвергать. Тут же есть политики, которые пытаются использовать эти аргументы в политических вещах. К сожалению, это мешает очень сильно работать историкам».
Чтобы не мешали историкам, приходится политикам нынешним напоминать о действиях политиках прошлого. Например, о том, какими методами происходили захваты и оккупации государств Германией. Австрийский профессор перед телекамерами напоминает, как и с какими лозунгами нацисты это делали.
Стефан Карнер,
Да это уже третье интервью иностранного участника конференции на русском языке. Хороший тон среди экспертов по Второй мировой войне — знать язык страны, оказавшей ключевую роль в ее завершении. Но на сцене даже те, кто говорит на языке страны, развязавшей войну, призывают беречь прошлое.
Геза Андреас фон Гайр, чрезвычайный и полномочный посол ФРГ в РФ: «Нет, прошлое не закончилось. Напротив, чем дальше война уходит в прошлое, тем важнее становится память. Война заканчивается, когда замолкают орудия, однако последствия войны становятся наследием для последующих поколений».
После таких слов посла Германии, другому гостю исторической конференции, послу Польши, которая рушит памятники освободителям и не считает нужным пригласить на день памяти начала войны представителей России, приходится только отшучиваться.
Влодзимеж Марчиняк, посол Польши в РФ: «История — это самая лучшая учительница, но ученики у нее бестолковые иногда многие».
К сегодняшнему дню себя исчерпал себя вопрос о том, виноват ли был Союз в войне, теперь говорить будут о том, что было после. Например, о Совете экономической помощи, созданном по инициативе СССР, и планах проведения совместных мероприятий, посвященных