На Украине разгорается скандал на национальной почве, но поводом к нему стало не политическое событие, и не языки, а задача по математике для школьников.
На Украине разгорается очередной скандал на национальной почве, однако на это раз поводом к нему стало не политическое событие, и не языки, а задача по математике для школьников. Она возмутила многочисленную общину крымских татар. Причем просто возмущением все не ограничилось, и дело дошло до прокуратуры.
Там в задаче ничего противозаконного и оскорбительно для татар не нашли. Однако крымским чиновникам от образования и составителям учебника все равно пришлось оправдываться. А педагоги теперь боятся, как бы на уроке не сказать ненароком чего лишнего.
Подробности — у корреспондента НТВ Айрата Шавалиева.
Обязательной сурой из Корана начинается урок математики в школе крымского города Бахчисарай. Сегодня проходят янылыш кисер, то есть неправильные дроби. Обучение в школе — на
Знаменитый Бахчисарай — столица вернувшейся из изгнания
Учительница: «Эти имена — Ахмед, Шариф, Омар, Абу — это мусульманские имена и имена мусульманских святых».
Задача из сборника для математической олимпиады звучит так. Джин превратил разбойников Ахмеда, Омара, Али и Абу в четырех животных: в верблюда, в осла (что, конечно, хуже), в козла (тоже неприятно), и, самое страшное, — в свинью. Нужно логическим путем определить, кто конкретно в кого превратился.
Родители школьников, среди которых есть и Ахмеды, и Али, нашли свой ответ на задачу — это ксенофобия. Лидеры татарской общины возмущение поддержали.
Рефат Чубаров, первый заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа: «Нельзя превращать мусульманина в свинью. Я думаю, я бы точно также себя повел, если Ивана превратили в козла».
Составители сборника смеялись над обвинениями до тех пор, пока их не вызвали в прокуратуру. После допроса методист Татьяна всерьез рассуждает о том, что у буддистов козел — это символ могущество, а свинья в Латинской Америке — богиня плодородия.
Татьяна Маркова, методист Крымского республиканского института последипломного педагогического образования: «Это задача американского автора Мэрилл Мюнделл. Задачки этого автора решают школьники всей Европы и книги этого автора имеются в свободной продаже, в том числе и в Турции».
А ее начальник, профессор филологии Рудяков, без тени улыбки рассказывает о том, что эта задача по математике делает ученика чище и добрее.
Александр Рудяков, ректор Крымского республиканского института последипломного педагогического образования: «Сама задача имеет, на мой взгляд, глубоко нравственный смысл, что Джин карает разбойников. Превращение в животных — это не некая, так сказать, попытка обидеть, это, ну, просто вид божьей кары».
Рядом с набережной Ялты стоит монумент крымским татарам, жертвам депортации, словно напоминание праздным отдыхающим о непростой истории этого края. Хрупкий межнациональный мир в Крыму постоянно подвергается
Прокуратура проявления ксенофобии в задаче не нашла. Крымские татары возмущены. А составители учебника в растерянности — мусульманских имен, конечно, больше в задачах не будет. Но там и на соседних страницах сплошной криминал: Илья Муромец говорит неправду другим героям задачи, криворукая Таня роняет в воду мяч, сказочный Иванушка превращается в козла.
Татьяна Маркова: «Хорошую девочку Марфушеньку, просто ленивую, в сказке „Морозко“ превратили в свинью. Все Марфуши могут восстать».
Ученица