В пятницу Арабская коалиция перешла в наступление на позиции хуситов йеменских повстанцев, которые взяли на себя ответственность за нападение на крупнейший в мире нефтеперерабатывающий завод Saudi Aramco. Но внимание ведущих мировых СМИ приковано не к йеменскому городку Ходейда, где идут бои, а к Вашингтону и Тегерану, которые оказались в шаге от реального столкновения.
Уже в первые часы после нападения на свои нефтяные объекты Саудовская Аравия заявила, что за атакой дронов стоит Иран. И тлевший много лет региональный конфликт между саудитами и повстанцами из соседнего Йемена, был раздут до пожара мирового значения. Трамп уже заявил, что окончательный вариант в ситуации с Ираном — война, оговорившись, что есть и другие варианты. Какие? Какую игру ведут угрожающие ответом Соединенные Штаты и ощетинившийся Иран? Что это — пролог к большой войне, или большой блеф, который, ко всеобщему облегчению, закончится очередным обменом угрозами и санкциями?
Нападение на саудовские нефтеперерабатывающие заводы в мировой прессе уже окрестили «нефтяной атакой века». В четверг саудовцы показали миру обломки дронов и ракет, которые обрушились на их нефтяные заводы. Но главный вывод в этой истории сделали еще в начале недели. Саудовская Аравия вместе с США, спустя минуты после атаки, возложили ответственность за теракты на Иран. И госсекретарь США Майка Помпео на Аравийском полуострове уже пытается сколотить антииранскую коалицию.
Майкл Помпео, госсекретарь США: «Мы точно знаем, кто стоит за нападениями. Это был Иран. И никто в регионе не сомневается в этом ни на минуту».
Хурайс — одно из крупнейших в мире месторождений нефти. Неподалеку находится Абкайк — гигантский нефтеперерабатывающий комплекс. Его мощность — 5 млн баррелей нефти в день. Объем колоссальный, учитывая, что вся мировая добыча в сутки — примерно 100 миллионов баррелей.
После бомбежки кустарными ракетами на предприятиях вспыхнули сильные пожары, которые не могли потушить больше суток. НПЗ встали, ущерб — многомиллиардный. Мировые цена на нефть резко пошли вверх. Но откуда прилетели эти дроны? По версии госсекретаря Помпео, беспилотники летели с
Мухаммед
Хуситы — союз племен, которые в начале гражданской войны в Йемене захватили столицу и теперь контролируют часть страны. Если предположить, что запуск дронов хуситы осуществляли с границы, то расстояние до ближайшей цели — нефтяного месторождения Хурай — более 700 километров. Возникает вопрос: а есть ли у повстанцев, захвативших Йемен, такие беспилотники? Оказывается, есть, судя по кадрам, на которых хуситы показывают свои военные новинки: крылатые ракеты и дроны
Алекс Векслер, военный эксперт, бывший дипломат: «Трамп должен был ответить. Если он не ответит в ближайшие дни, это будет признанием слабости, а на Востоке слабых не любят. И если он не ответит, последует первый удар, за ним последуют и другие удары — уже по американским базам. Поэтому нужно ответить сильно, одноразово, чтобы все знали — с великой державой не шутят».
Даже если пламя пожара вероятной войны не перекинется на соседние страны, даже если война будет маленькой и победоносной, это в любом случае встряхнет весь мир. Ведь если атака всего на один НПЗ в этом регионе вызвала такую лихорадку на нефтяных рынках, то можно представить, что произойдет в случае серьезного конфликта. Американский нефтетрейдер Дентон Чинкеграна смотрит на глобальную геополитику, как на голливудский блокбастер, и для себя явно рассчитывает на
Дэнтон Чинкеграна, нефтетрейдер: «Если США начнут реальную военную кампанию против Ирана, то цены на нефть могут подняться даже до 200 долларов за баррель. Скоро мы увидим похожий прыжок цен на нефть, какой был на этой неделе. Но если произойдет очередная атака на саудовские НПЗ, и они не успеют восстановится от предыдущей атаки, то цены на нефть поползут вверх очень быстро».
Но Трамп с войной не спешит. Трудно сказать, что ему сейчас советуют генералы Пентагона, но нельзя исключать сдерживающий фактор: американцы, вероятно, озабочены тем, как легко вооруженный ими до зубов их главный союзник на Ближнем Востоке, с новейшей системой ПВО Patriot, оказался беспомощен для оружия йеменских
Пол Валлели, генерал армии США в отставке: «Были ли люди, обслуживающие там Patriot нормально подготовлены? Нужно учитывать множество факторов, ведь это не просто „нажал на кнопку и ракета пошла“. Должны быть обученные специалисты по наводке, по радарам».
Да и ответная стрельба по самодельным крылатым ракетам и собранным в кустарных условиях дронам — это зачастую как пальба из пушек по воробьям. Как и в Израиле, где их знаменитая система ПВО «Железный купол» сбивает далеко не все ракеты.
Бенни Брискин, политолог, бывший советник
Еще вчера такая новость вызвала бы на Ближнем Востоке настоящую бурю, но уже сегодня на это никто почти не обращает внимания, ведь в регионе есть проблемы поважнее — пожар в Персидском заливе. В большой геополитической игре