На днях председатель Государственного таможенного комитета Белоруссии Юрий Сенько объяснил, почему его страна вынуждена наглухо закрывать границу с незалежной. Дело в том, что те, для кого война на юго-востоке Украины «как мать родна», получили доступ к самому ходовому на черном рынке товару оружию.
Франция, 2015 год. Нападение на редакцию Charlie Hebdo, 12 убитых, 11 раненых. И сразу вопросы — а что за оружие и откуда оно? Всё это не секрет для американского военного эксперта Стефана Эберта.
Стефан Эберт, политический обозреватель, военный эксперт: «Оружие в
Глава украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Учайкин иронизирует: Украина давно европейский лидер — рынок номер один в Европе по нелегальному оружию.
Но председатель белорусского Государственного таможенного комитета Юрий Сенько указывает на еще одну, совсем неожиданную, страну, замешанную в смертельной контрабанде.
Юрий Сенько: «Мы совместно с КГБ отрабатывали схему, когда с Украины транзитом через Республику Беларусь перемещались части оружия в Литву и оттуда более крупными партиями — в Российскую Федерацию».
Оружие в Россию попадает через литовский порт Клайпеда, однако дороги открыты не только на восток.
Литва. Вильнюс. Тихие спокойные улочки старого города. Оружейный тир недалеко от центра. Здесь можно найти и сайгу (карабин на базе автомата Калашникова), и старое, но надежное советское оружие. А поставщик — снова Украина. И всё это через Белоруссию.
И если у России и Литвы есть хотя бы охраняемая граница, то у других стран Евросоюза и Литвы границ нет по определению. И автоматы Калашникова можно отправить хоть в Польшу, хоть Германию или Францию. Всплыть оружие, отправившееся с Украины литовским транзитом, может где угодно. А покупатели найдутся всегда.