Священнослужители и реставраторы решили создать новый иконостас в храме, откуда в 1904 году вор Варфоломей Чайкин похитил знаменитую на весь мир Казанскую икону Божией Матери. Преступника отправили на каторгу, а вот образ, который является символом становления России, до сих пор считается утраченным.
Реставраторам удалось восстановить уникальный пещерный храм, который разрушили при большевиках. Но на подземном алтаре нет главной святыни — Казанскую икону Божией Матери вынесли ночью, когда монастырская братия готовилась к большому празднику — Дню апостолов Петра и Павла.
На месте преступления работали лучшие сыщики, расследование велось под личным контролем Николая II. Преступников удалось поймать — руководил «шайкой святотатцев» рецидивист Варфоломей Чайкин. Разбирательство вызвало небывалый ажиотаж, на процесс даже продавали билеты. Все надеялись, что на суде выяснится, куда делась икона, но Чайкин заявил, что сжег ее в печи, а себе взял лишь драгоценности из оклада. Сотрудник КГБ в отставке, а ныне директор музея ФСБ в Казани Ровель Кашапов, досконально изучил исторические материалы следствия и считает, что Чайкин солгал. И лишь революция помешала одному из лучших царских сыщиков найти икону.
Ровель Кашапов, директор музея ФСБ: «Расследование было поручено ротмистру Прогнаевскому, тот изучил судебные материалы, допросил свидетелей и вынес постановление, в котором говорилось, что он пришел к однозначному выводу, что икона не была уничтожена, а была передана третьим лицам».
Вера в это помогла реставраторам буквально по крупицам восстановить подземный храм. Специалисты изучали фотографии, чертежи, обращались к описаниям монахинь. Здесь все искренне надеются, что воры не уничтожили святыню, поскольку прекрасно понимали ее ценность. И не только материальную.
Одна из копий похищенной иконы сейчас хранится в Богородицком монастыре. Ее привезли из Ватикана. Берегут образ на совесть: бронекапсула, пост охраны, видеонаблюдение непосредственно на месте и удаленный пост мониторинга. Когда реставраторы завершат работу, икону поместят на историческое место. Но верующие