Известие о переиздании сказки Пушкина наделало столько шума, что удивило маститых литературоведов.
Сегодня жители кубанского города Армавир, покупавшие детям сказки Пушкина, с удивлением обнаруживали замену главного отрицательного героя сказки «О попе и работнике его Балде». Вместо попа — толоконного лба за дешевизной погнался купец Кузьма Остолоп по прозванию Осиновый лоб.
Выпустить угодную церкви версию предложил священник местного прихода, раскопавший, что именно таким было первое издание книги. Пушкина тогда подправил Василий Жуковский, уверенный, что оригинал цензуру не пройдет.
Корреспондент НТВ Антон Вольский ознакомился с купеческим вариантом.
Известие о переиздании сказки Пушкина наделало столько шума, что удивило маститых литературоведов. То, что раньше интересовало только узкий круг специалистов, вдруг вырвалось на первые полосы газет.
Вера Невская, заведующая
В этом и кроется корень скандала. Сказка про попа, известная нам с детства, читателям века XIX была неведома. Любой ребенок вам бы тогда сказал, что «с первого щелчка до потолка прыгнул Кузьма»! В издании 1840 года сказка так и называется «О купце Остолопе и работнике его Балде».
Андрей Безруков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавании Армавирской государственной педагогической академии: «Мы имеем возможность читать сказку в том виде, в каком в детстве ее читали Лев Толстой и Лесков,
Вернуть современных читателей в позапрошлый век решил армавирский священник, опубликовавший сказку на свои деньги.
Отец Павел, священник
Но дело в том, что Пушкин написал сказку именно о попе — это хорошо видно на рукописи. Сохранились даже рисунки поэта. Купцом попа заменил Василий Жуковский, разбиравший и публиковавший после смерти поэта все, что Пушкин писал в стол. Можно сказать, что сказка про Кузьму вообще является произведением Жуковского.
В истории литературы немало казусов. Некоторые исследователи, например, авторство
Пушкинский вариант сказки с попом вместо купца, впервые появился в
Вера Невская, заведующая
Владимир Вегелянский руководитель
О мотивах поступка Пушкина литературоведы будут спорить еще долго. Но на школьной программе эти споры пока не отражаются. Изданная в Армавире книжка предназначена для факультативного прочтения в воскресных школах. Но шуму наделала много.
Даже 200 лет спустя казалось бы затертый до дыр еще в школе поэт способен спровоцировать оживленную дискуссию.