В правительстве заявили, что в перспективе Россия перейдет на четырехдневную рабочую неделю. Казалось бы, кто же откажется от лишнего выходного. Но нет ли в этой замечательной, на первый взгляд, идее каких-то подводных камней?
До конца XIX века рабочее время в России никак не регламентировалось: пахать надо было постоянно, чтобы прокормить себя и семью. Всё изменил паровой двигатель и массовый переход от ручного труда к машинному. Работать без ограничений уже не требовалось. Максимум 11,5 часов в день при шестидневке. И только в 1967 году была введена привычная нам пятидневная рабочая неделя.
XXI век: мир вкушает плоды, которые приносит повсеместное внедрение искусственного интеллекта. Зачем протирать штаны в офисе, если офис можно перенести в смартфон? Однако идея о четырех рабочих днях и трех выходных кажется красивой далеко не всем. Половина пользователей Интернета схватились за калькуляторы. Делят общую зарплату россиян на пять и пугают цифрами с двенадцатью нулями: якобы вот они — годовые потери.
А что скажут в Госдуме?
Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов: «У
Виталий Милонов, депутат Госдумы РФ: «Так же, как и в начале ХХ века, нужно объяснить людям, что они будут работать меньше за ту же самую зарплату. Это честно, ведь сейчас за 7 часов рабочего дня он выполняет больше работы, чем 20 лет назад за 8 часов».
Получается, основным выгодоприобретателем будет работник? Нет, считает Владимир Жириновский.
Владимир Жириновский, депутат Госдумы РФ, лидер фракции ЛДПР: «„Неужели в самом деле не хватило вам недели, не хватило вам недели, чтоб хоть день побыть со мной?“ Вашим детям даем этот день. Этот день мы дарим всем детям России».
Готов ли к такому подарку бизнес?
На предприятии, где делают оконные профили, соглашаются провести эксперимент. Тем, у кого получится весь объем работы реализовать за день, завтра обещают выходной. Одного дня в ускоренном темпе оказалось достаточно, чтобы понять, реальна ли четырехдневка здесь и сейчас. Итог эксперимента — производство удалось ускорить только на 10%. То есть если бы предприятие работало так четыре дня, оно и половины пятничного плана не выполнило бы.
Станислав Сойнов, гендиректор компании: «При тех же объемах производства, которые стоят, мы сказали: „Завтра мы переходим на четырехдневку“. И вот эффект — порядка 20% удорожания. Это сразу увеличивает стоимость продукции, это дополнительные люди и так далее».
К переходу на четырехдневку спокойнее всего относятся именно офисные сотрудники. В отделе маркетинга, кажется, точно знают, как выиграть себе выходной.
Анастасия Ефимова, менеджер по рекламе: «Сокращу, наверное, обеденный перерыв и перерыв между отдыхом от компьютера и чаепитием».
И все же большинство компаний не хотят переходить на четырехдневную рабочую неделю. 76% российских работодателей вообще не рассматривают такую возможность.
Вывод абсолютно понятный: каждой профессии — свое рабочее время. И с единым мерилом ко всем подходить нельзя.