От певческой артели к эталону народной песни. 100 лет отмечает хор Пятницкого.
В эти минуты в Государственном Кремлевском дворце затягивают «Ой, то не вечер, то не вечер», готовясь перейти от душевной лирики к задорным кадрилям и частушкам. С таким, почти неизменным за столетие репертуаром, выступает Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого.
Он появился ровно век назад, когда знаток фольклора Митрофан Пятницкий выписал из нескольких губерний поющих крестьян и организовал им концерт на сцене Московского благородного собрания.
Кто поет в этом хоре сейчас, и как ему живется в эпоху «Ютьюба» и
Хор Пятницкого — один из крупнейших советских брендов, русская народная культура на экспорт. В хор берут только лучших из лучших. Отбор, как в кремлевский полк: внешние данные ничуть не менее важны, чем вокальные.
Александра Пермякова, народная артистка России, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого: «Этот костюм — своего рода эталон. Он 44 размера, и когда девушки проверяются в хор Пятницкого, они обязательно надевают этот сарафан».
Участница хора: «Хочешь есть — попей воды. Это наш девиз».
Как и 100 лет назад, исполнители — со всей России. Сейчас в хоре артисты из 30 регионов. Москвичи в меньшинстве. Настоящая народная музыка воспитывается вдали от мегаполисов.
Виталий Максиков: «У меня мама была первой запевалой в деревне, будучи молодой. В деревне, знаете, всегда поют, и на гармошке».
Сейчас в хоре совсем не так как было при его основателе Митрофане Пятницком. Вместо 18 — более 80 человек, свой оркестр и даже балет.
Геннадий Пузаков, балетмейстер: «Даже у нас некоторые девчонки хоровые тоже танцуют с балетом вместе».
Универсальность — отличительная черта хора Пятницкого. Это в Большом одни танцуют, другие поют, здесь же все народно, и даже полученные на репетициях навыки можно с успехом применять в обычной жизни.
Хотя очевидно, что классический подход в хоре без Пятницкого
Александра Пермякова, народная артистка России, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого: «И главное, что солисткой была Арина Колобаева, которой было 70 лет!»
До революции поющих крестьян вообще никто слушать не хотел. А после и того хуже: ансамбль Пятницкого обвинили в кулацком происхождении. Пришлось добавить в репертуар политкорректные авторские песни о коллективизации. По сути, это и определило дальнейшую направленность хора.
В советское время хор Пятницкого играл роль официального голоса титульной нации. Поэтому народные песни хор всегда разбавлял
Митрофан Пятницкий задумывал хор, как своеобразный музей народных песен. Со сцены крестьяне пели то и так, как это делали их деды и прадеды, чье исполнение признавалось эталоном. Именно поэтому уже тогда 100 лет назад хор упрекали в архаичности. Но со временем ситуация изменилась на противоположную — хор сам стал эталоном. И если теперь