На площади Победы в монументе героическим защитникам Ленинграда открылась выставка архитектора и художника Якова Рубанчика. Всю войну он не только провел здесь, но и занимался укрытием и маскировкой памятников и объектов культуры.
Например, благодаря ему кони Клодта остались невредимыми, потому что их закопали во дворе Аничкова дворца, а в свободное время Рубанчик зарисовывал то, что видел вокруг себя. И зачастую эти сюжеты оказывались ужасающими: как ленинградцы стояли в очереди за гробами, как молодая семья в детской коляске везла мертвого ребенка, или как над Дворцовой площадью сбили вражеский самолет.
Работал Яков Рубанчик в основном карандашом или чернилами. Причем он не прекращал трудиться даже в самое холодное и голодное время.
Для каждого изображения художник придумывал уникальную подпись. «Расстрелом Растрелли» он обозначил бомбежку исторических домов в центре города. А, на первый взгляд, ироничное название «По улицам слонов водили» описывает то, как военные проносили заградительные аэростаты.