В России сегодня вспоминают жертв террористических актов. Этот день был установлен после событий в Беслане, где в школе 15 лет назад заложниками боевиков стали более тысячи человек. 333 из них, в том числе 186 детей, погибли. В третий день траура собрался практически весь город.
За годы, которые прошли после того страшного теракта, здесь сложился свой скорбный ритуал. С 1 сентября к зданию школы приходят тысячи человек, чтобы вспомнить погибших родных и близких. Беслан — небольшой город, трагедия коснулась почти каждой семьи. Основной мемориал — тот самый спортивный зал, где террористы удерживали заложников. На стенах, иссеченных осколками и пулями, висят фотографии детей и взрослых, убитых бандитами. Здесь горят свечи, много детских игрушек, в центре зала установлен православный крест. Звучит траурная музыка, которую часто заглушают рыдания.
Пятнадцать лет — слишком небольшой срок, чтобы маленький город Беслан смог пережить это огромное горе. Сегодня ровно в 13:05, в то самое время, когда раздался первый взрыв, начнется главная траурная церемония. Прозвучат удары колокола, объявят минуту молчания, в небо выпустят белые шары, символизирующие души погибших. Затем крестный ход отправится к мемориальному кладбищу «Город ангелов», где похоронены жертвы теракта.
Среди тех, кто пришел почтит память погибших, много бывших заложников, которым посчастливилось выжить. Своих детей Беслан оплакивает, как если бы все произошло вчера. В спортзал школы несут цветы, игрушки и бутылки с водой. Словно еще остается надежда спасти заложников от смертельной жажды.
Заур — один из тех, кто выжил в аду, который террористы устроили бесланским детям, родителям и учителям. Ему было тогда 15 лет. На школьной линейке старшеклассник нес на плече первоклашку с колокольчиком.
Заур Абоев: «Я вообще не понял, что происходит, увидел бегущих боевиков, пока не начала девочка на плече плакать, я не знал, как себя вести. Единственное, до чего додумался, так это просто зайти в школу. Мне казалось, что там безопаснее».
Бандиты, стреляя в воздух, загнали в здание больше 1100 человек. Среди них были и матери с грудными детьми. Школа была забаррикадирована, входы заминированы, бомбы были размещены на баскетбольных кольцах в спортзале. Здесь заложников 3 дня удерживали без воды и пищи, в жаре и страшной тесноте.
Виктория, получила ранения, от которых не оправилась до сих пор. Самое тяжелое воспоминание, как на второй день она прощалась с жизнью.
Виктория Гусейнова: «Я писала письмо своей маме осознанно, о том, что мы все умрем, я прощалась, писала, что их очень люблю».
Полковник подразделения «Альфа» Виталий Демидкин в Беслан прилетел 1 сентября, 3 сентября наступила трагическая развязка. Все началось неожиданно для всех, кто находился в этот момент рядом со школой, неожиданно и для спецназа. Как только раздались взрывы и началась стрельба, часть заложников попытались покинуть школу.
Виталий Демидкин, полковник запаса подразделения «Альфа»: «Мы прихватили с собой девочку, которая находилась
Заур Абоев: «Люди были настолько обессиленные, что после взрыва многие заживо сгорели, они не смогли сбежать, они просто не смогли даже встать, хотя и не были ранены».
Древо скорби на бесланском кладбище, ангелы на его кроне — символ погибших детей. Памятник возвышается над, кажется, бесконечной чередой могил. Ужас произошедшего в Беслане словно застыл здесь в граните и мраморе. Теракт оборвал жизни 333 человек. 186 из них — дети.