Сегодня во французском Биаррице проходит основной день саммита G7. Накануне лидеры успели провести ряд двусторонних переговоров с глазу на глаз, а сегодня проблемы мировой политики и экономики обсуждают и пытаются найти пути их решения уже за общим столом.
Россию обсуждали на саммите в контексте возможного возвращения Москвы в клуб. Сначала это предложил сделать Эммануэль Макрон, затем идею пригласить Россию на следующую «восьмерку» в США озвучил Дональд Трамп. Тут же появились недовольные в лице Германии и Великобритании. Но, судя по всему, если Трамп уже решил, то это сделает.
Дональд Трамп: «У нас в G7 есть ряд людей, которые хотели бы, чтобы Россия вернулась. Я считаю, что это было бы полезно для решения многих текущих мировых проблем и носило бы позитивный характер. Некоторые лидеры стран G7 согласны со мной по этому вопросу, но тема все еще обсуждается. Буквально вчера вечером мы разговаривали о том, хотим ли мы пригласить Россию в группу или нет. Одни поддерживают мою точку зрения, а другие сомневаются».
При этом Трамп заявил, что даже удивился тому, как некоторые страны его поддержали в этом вопросе. Он отказался говорить, кто именно, но, по информации европейского обозревателя НТВ Вадима Глускера, это Италия и Япония.
Если на двустороннем уровне договориться еще можно, то когда речь идет о консолидированной позиции всех семи государств, с этим сложнее. Не успели на саммите выпустить коммюнике о том, что лидеры G7 договорились о совместной коммуникации по иранскому досье и президенту Франции поручено стать главным переговорщиком с Тегераном, тут же Дональд Трамп заявил, что ничего подобного не было и что он точно не давал никакого мандата Макрону выступать от имени «семерки».
И сразу же президент Франции дал обратный ход.
Эммануэль Макрон: «Мы вчера провели переговоры по Ирану.Во-первых , никто из членов G7 не хочет, чтобы Иран имел ядерное оружие,во-вторых , все члены G7 глубоко привержены стабильности и миру в регионе. Но „семерка“ — это неформальный клуб, и нет официального мандата, который был бы дан в его рамках тому или другому. Мы договорились вчера, что будем продолжать действовать каждый в своей роли».
Никому не хочется ссориться с американским президентом, несмотря на жесткую риторику. К тому же Трамп до последнего вообще отказывался ехать в Биарриц, дескать, делать ему здесь нечего, так как темы, обсуждаемые на саммите, как, например, гендерное равенство или климат, ему вообще неинтересны. Чтобы привлечь Трампа на саммит, его помощники сумели включить в воскресное заседание тему мировой экономики, на котором он «мог бы похвастаться экономикой США перед лидерами стран, где рост замедляется». И этим не преминул воспользоваться Борис Джонсон, которому необходимо выстраивать особые отношения с Соединенными Штатами, после того как 31 октября Великобритания покинет Европейский союз.
Дональд Трамп: «Ситуация на рынке отличная. У нашей страны все отлично получается. Мне все вчера говорили, что пытаются повторить нашу формулу успеха. Мы сократили налоги, избавились от многих международных соглашений и обязательств, больше, чем избавлялсякакой-либо другой американский президент. Так что дела у США идут очень хорошо, остались некоторые ужасные торговые сделки, но я это исправляю. Самой большой проблемой на сегодняшний день является Китай».
Борис Джонсон: «Мне остается только поздравить президента с достижениями американской экономики. Это потрясающе. Считаю, что выигрывать торговые войны надо за столом переговоров. Но мы, Великобритания, как страна, получавшая на протяжении 200 лет выгоду от свободной торговли, против тарифных войн».
Что касается Brexit, то заручившийся поддержкой Трампа Джонсон грозно заявил, что Великобритания не обязана выплачивать в полном объеме отступные в размере 48 млрд долларов в случае выхода из Евросоюза без соглашения.