За два месяца до дедлайна Brexit все более вероятным становится его жесткий сценарий без каких-либо предварительных договоренностей, без уступок, которые Борису Джонсону так и не удалось выбить ни из железной Ангелы Меркель, ни из обаятельного Эммануэля Макрона.
Новый британский премьер — большой любитель эпатажа. Вот только в политических дрязгах вокруг Brexit, в которых погрязла Европа, его эпатажные приемчики пока не работают.
Евросоюз уступать Великобритании не собирается. В случае жесткого Brexit по королевству могут прокатиться бензиновые бунты, стране грозит нехватка топлива, закроются нефтеперерабатывающие заводы. Экономист Аластэйр Ниам объясняет: есть риск, что тысячи людей останутся у разбитого корыта.
Аластэйр Ниам, экономист: «Если все будет так же плохо, как описано в докладе правительства, то для нас это худший сценарий. Дыры в поставках продовольствия, рост цен на все. А сколько британцев потеряют работу, потому что бизнесу станет труднее выживать в новых условиях?»
Новые условия — это когда 85% грузовиков с товарами и продовольствием не смогут добраться до Британии через
Но особенно напряженной будет ситуация на границе между Северной Ирландией, которая входит в состав королевства, и Республикой Ирландия, которая останется в составе ЕС. Сейчас граница открыта, но после жесткого Brexit ее закроют, а значит, свободного передвижения товаров людей больше не будет.
Вопрос ирландской границы — главная проблема Brexit. Брюссель настаивает, чтобы Лондон оставил часть своей территории под юрисдикцией Евросоюза, но для Британии это означает потерю суверенитета. Потому Борис Джонсон сейчас и пытается заключить новую сделку с ЕС. Но чего он добился за месяц на посту
Аластейр Ниам, экономист: «Что изменилось? Наша валюта потеряла несколько процентов на рынке и стала меньше стоить. Похоже, рынки решили, что Борис ведет Соединенное Королевство в темные времена».
Майкл Биньон, обозреватель газеты The Times: «Темп политической жизни заметно вырос. Каждый день он выпускает новые приказы и директивы, он увеличил количество денег, отложенных на черный день».
Многие британские эксперты сходятся в мысли: политика Джонсона способна превратить Соединенное Королевство в разъединенное. Например, шотландцы уже готовы провести новый референдум.