Ровно 80 лет назад был подписан договор о ненападении между Советским Союзом и Германией. Одни называют его дипломатической победой, другие сделкой с дьяволом.
Оригинал договора, подписанного Молотовым и Риббентропом, можно увидеть на выставке Государственного военного архива. Некоторые западные историки утверждают, что с него и нужно вести отсчет начала Второй мировой войны.
Йорг Морре, директор музея «Берлин — Карлсхорст»: «Гитлер знал, что Советский Союз не будет противником. Дата начала войны — 1 сентября — без 23 августа была бы немыслимой. Именно этот пакт создал вермахту предпосылки для начала войны».
Российские историки напоминают своим иностранным коллегам, что все началось гораздо раньше и вовсе не Москва потакала нацистам.
Владимир Тарасов, директор Российского государственного военного архива: «Советский Союз последним из государств подписал подобного рода соглашение с нацистской Германией. Те же поляки еще в 1934 году подписали договор. В 1939 году подписали договоры Франция и Великобритания».
Еще в 1933 году сразу после прихода Гитлера к власти Советский Союз предложил создать в Европе систему коллективной безопасности. Западные демократии идею не поддержали, а едва начавшиеся переговоры были торпедированы Польшей, но именно Польша и стала следующей жертвой.
Будучи со всех сторон окруженным странами, уже договорившимися с Гитлером о ненападении, Советский Союз тоже пошел на «сделку с дьяволом», лишь бы отсрочить войну. Одновременно Москва вбила клин между Берлином и Токио. Япония отказалась от планов вторжения в СССР.
Юрий Никифоров, начальник научного отдела Российского
Москва до последнего пыталась вразумить Лондон и Париж. Последняя попытка переговоров провалилась. Оказалось, что британская и французская миссии, прибывшие в СССР в начале августа, не были уполномочены подписывать антигитлеровское соглашение, и это тоже подтолкнуло Кремль к подписанию соглашения с немцами.
Довесок — секретный протокол Молотова — Риббентропа. Сталин и Гитлер расписали сферу интересов Германии и СССР. 17 сентября, когда польская армия была разгромлена фашистами, Красная армия двинулась на запад. Одни называют это свидетельством имперских амбиций Сталина, другие — доказательством его прозорливости. Могла ли Москва не подписывать тот спорный пакт? Возможно. Но не он стал «последней каплей».