В Новгородской области стартовала масштабная поисковая экспедиция, большая часть которой проходит на дне озера Вельё. В годы Великой Отечественной войны на этом месте была суша и шли ожесточенные бои. Уже после Победы уровень воды искусственно подняли, не проводя работ по захоронению солдат.
Тишину заповедных мест на Валдае ранним утром нарушают катера поискового отряда. Они подходят к той части озера Вельё, где в годы войны на небольшом участке наши войска потеряли за считаные дни сотни солдат. Тогда здесь был берег, но теперь 5 метров воды отделяют настоящее от страшного прошлого.
Останки сотен солдат дайверы распознают по большому количеству амуниции в одном месте — ботинкам, каскам, противогазам, флягам, патронам. И это не экипажи боевых машин или подбитых самолетов, а солдаты стрелковой дивизии, попавшие здесь под шквальный огонь. Каска на поверхности в руках рассыпается, но многое все же сохранилось. В слое ила найдут целый слой истории.
На старой военной карте это самое узкое место озера. Именно здесь в сентября 1941 года
Александр Морзунов, командир поискового отряда «Находка»: «Мы можем это все озеро объявить братской могилой и запретить рыбачить. Может, достать десятки солдат, похоронить с почестями? Может, они не станут забытыми и безымянными».
Удача улыбнулась поисковикам, появился шанс узнать имя хотя бы одного бойца. Найденный заветный медальон оказался деревянным, с отверстием. Такие делали не на долгую память, а для опознания изуродованных тел сразу после гибели. Спустя десятки лет возможности идентифицировать бойца уже не будет.
Это озеро для тысячекилометровой линии фронта — всего несколько сотен метров, но каждый такой плацдарм — неотъемлемая часть общей Победы. Еще одни свидетельства войны появляются, когда уровень воды в озере падает. Колпак дзота говорит о том, что здесь была оборудована огневая точка. Их было много по берегу. Здесь красноармейцы держали оборону с начала войны, дальше фашистов на этом участке не пустили.
На глубине работа ведется на ощупь. Там, где большой слой ила, его расчищают насосом. А ведь уровень воды искусственно подняли для местного рыбзавода практически сразу после войны, не позаботившись о перезахоронении солдат. Спустя десятилетия этот тяжелый эпизод войны поднимают словно со дна нашей памяти.