На этой неделе Дмитрий Медведев затронул проблему исполнения нацпроектов в регионах. На совещании в Севастополе премьер сообщил, что в Крыму до сих пор использовано лишь 2030 процентов выделенных на этот период денег. При этом финансируются нацпроекты в полном объеме. А в Волгоградской области только прокуратура заставила чиновников закупить новое оборудование для больницы. О вопросах в сфере здравоохранения много говорилось на прямой линии с президентом. Это приоритетные задачи, но почему их выполнение до сих пор откладывают?
В пермской больнице №6 в последний раз коридоры и палаты подновили 10 лет назад, во время первого национального проекта «Здоровье». По идее, после его завершения региональные чиновники должны были работать сами, хотя бы поддерживать то, что удалось сделать на деньги из федерального бюджета. Но этого не случилось, и чиновники не хотят объяснять почему.
Похожие проблемы и в Воронежской области: по данным Счетной палаты, только там пустуют 10 новеньких, но брошенных фельдшерских пунктов. Там нет оборудования, нет лекарств. На строительство пунктов ушло больше 100 миллионов рублей. Областной минздрав кивает на сложности процедуры: объект надо принять, поставить на учет, получить лицензию.
После прокурорских предписаний и проигранных судов чиновники от медицины зашевелились. Но ситуация так запущена, что закупки приходится начинать с элементарных вещей: мебели и дозаторов для мыла.
Очевидно, что проблема лежит не столько в материальной сфере, сколько в системной. Деньги ушли из Москвы, и в столице о них забыли. Транш получили областные чиновники, но им кажется, что есть проблемы важнее, а медики подождут.
Часто экономят именно на первичном звене здравоохранения. Вот свежий пример из Орла: там оптимизировали скорую помощь, объединив районную и городскую. Работы стало больше, а зарплаты меньше: срезали сельские надбавки. В итоге медики ездят на вызовы бригадами из одного человека.
Похоже, что внутри самой системы здравоохранения не работают инструменты контроля, если они вообще есть. Система больна. Такого пациента нужно сначала вылечить, а только потом выделять ему деньги. Иначе он опять потратит их на что угодно, только не на лекарства, медтехнику и ремонт палат.