Прогулка по Бульварному кольцу сторонников недопущенных к выборам в Мосгордуму кандидатов от оппозиции только называлась прогулкой. На самом деле, похоже, организаторы всерьез рассчитывали на эскалацию беспорядков прошлой субботы: среди мирно гуляющих оппозиционных москвичей, которые просто за все хорошее, выделялись откровенные провокаторы, которых полиция быстро и слаженно нейтрализовывала. Если бы акция была разрешена, как две недели назад на проспекте Сахарова, полиция бы охраняла покой митингующих. Но организаторы отказались от согласованного митинга.
«Уважаемые граждане, вы мешаете проходу других граждан — просьба разойтись!» — с такими призывами полицейские обращались к людям, снова и снова по громкоговорителям повторяя — акция несанкционированная. Власти Москвы пытались пойти навстречу митингующим — были готовы согласовать митинг, предложили место, но оппозиционеры это
Сергей Собянин, мэр Москвы: «Либертарианская партия, которая изъявила желание провести митинг — ей было предложено провести его на проспекте Сахарова — где очень успешно 20 июля был проведен такой же митинг — по их же заявке, но организаторы отказались проводить согласованный митинг. Похоже, им нужны были не митинги, а беспорядки».
Оппозиционеры позвали москвичей, как они сами выразились, «погулять по бульварам», заранее зная, что несанкционированная акция может обернуться провокациями, беспорядками и задержаниями. Протестующие передвигались хаотично.
В ответ на очередные призывы разойтись толпа скандировала лозунги в духе «допускай, выборы для всех». А ведь на самом деле в этой избирательной компании нет ничего необычного. К слову, на прошлых московских выборах, в
Элла Памфилова, председатель ЦИК РФ: «Если бы к нам поступили жалобы на те или иные действия Московской городской избирательной комиссии и нижестоящих окружных комиссий, мы бы тут же реагировали, но я вам хочу сказать — может быть, вы удивитесь, — что ни одной жалобы со стороны ни одного кандидата, партии или москвичей не поступало».
Есть реальные примеры нарушений в сборе подписей оппозиционеров — так называемые мертвые души. К примеру, за Любовь Соболь подписалась Соколова Наталья Ивановна — женщина скончалась в мае этого года, а расписалась, согласно документу, в июне. За Дмитрия Гудкова свой голос отдал Александр Бритвин — он умер несколько месяцев назад. Выявлены также подписи с несуществующими паспортными данными. В то же время, когда выяснилось, что забракованная подпись ресторатора и телеведущего Михаила Ширвиндта на самом деле не прошла
Элла Памфилова: «Я говорила им всем — приходите заранее, подавайте документы, пока есть 10 дней, не тяните. Мы им шли навстречу, говорили: несите документы, мы открыты».
Но вместо того, чтобы официально обжаловать отказы в регистрации в правовом поле, оппозиционеры зовут людей на протесты. Будто они — эти протесты — на самом деле важнее.
Александр Брод, член Совета по правам человека при президенте РФ, сопредседатель ассоциации «Гражданский контроль»: «Почему оппозиционеры не идут в суды? Видимо, нет доказательной базы, и некачественные документы, недействительные подписи невозможно по мановению волшебной палочки превратить в нормальные легальные документы. Поэтому остается, к сожалению, такой неблаговидный путь — сознательно пошли на обострение ситуации. Видимо, им нужна такая тревожная майданная картинка, нужно показывать задержания».
Организаторы говорили, что это мирный протест, но очевидно, что если бы не усиленные меры безопасности накануне могло случиться все что угодно: у нескольких собравшихся в центре Москвы полицейские нашли ножи, перцовые баллончики и травматические пистолеты.
Примечательно, что точно такой же боевой арсенал правоохранители обнаружили у протестующих и на предыдущей несогласованной акции. При этом среди тех, кто требовал других выборов, были и те, кто сами еще выбирать не могут — потому что несовершеннолетние. Некоторые пришли на митинг с маленькими детьми в колясках — очевидно, чтобы, как и во время предыдущей акции, прикрываться детьми во время беспорядков. Впрочем, судя по количеству людей, протест пошел на спад — людей было заметно меньше, чем неделю назад. Организаторы в соцсетях анонсировали 20 тысяч человек, а по официальным данным МВД, на протесты вышли полторы тысячи, 600 были задержаны за нарушение общественного порядка.
И снова лидеры оппозиции вместо того, чтобы доказывать свою правоту в ЦИКе, зовут людей на улицы. Власти Москвы вновь предлагают им провести согласованный митинг на проспекте Сахарова, но не исключено, что оппозиционеры и на этот раз намеренно пойдут на провокации.