Катастрофические наводнения, лесные пожары, задыхающаяся от невыносимой жары Европа и холодное лето в центральной России все это, как говорят ученые, следствия глобального изменения климата. Экстремальные температуры добрались и до Арктики. Даже в Гренландии отмечены природные пожары и началось масштабное таяние ледников. Почему это происходит и можем ли мы это изменить?
На востоке Европы ливни и град, западнее — жара под плюс 40 градусов. На севере и в центральной России в это время аномально холодно. Похожая погода уже была в июле
Почему ветер вдруг переменился, относительно молодой науке метеорологии неизвестно. Известно, что холодом мы обязаны циклону, который висит над Уралом нагоняет холодный воздух на европейскую часть страны. Обычно такие циклоны живут несколько дней, но этот подпитывается теплым воздухом из Пакистана и холодным из Арктики и делает погоду уже третью неделю.
Уйти на восток ему не дает антициклон, который завис над Сибирью. Он не пускает дожди в регионы, страдающие от лесных пожаров. Пожары начали активно тушить, когда леса уже полыхали вовсю. Тысячи литров воды, которые сбрасывают вертолеты спасателей — ничто по сравнению с хорошим ливнем. Но он по заказу не появляется.
К сожалению, люди пока не умеют менять погоду. Разгон облаков кажется обычным делом, но, например, резко прекратить дождь или заставить светить солнце пока невозможно. Впрочем, в той же Сибири в облаках распыляют йодистое серебро, которое кристаллизует влагу и заставляет ее пролиться дождем. Но это не всегда эффективно.
У желания воздействовать на погоду есть обратная сторона: неясно, как природа может отомстить за это вмешательство. Поэтому пока любые разработки строго лицензируются. Государства же с подозрением внимательно следят друг за другом в сфере «ручного» изменения климата.