В Минске прошли международные соревнования авиадиспетчеров. За звание лучшего в профессии боролись участники из восьми стран.
В Минске прошли международные соревнования авиадиспетчеров. За звание лучшего в профессии боролись участники из восьми стран. И хотя демонстрировать свое мастерство им пришлось исключительно на виртуальных самолетах и спасать воображаемых пассажиров, напряжение было вполне реальным.
За турниром, больше напоминающим тактические учения, наблюдал корреспондент НТВ Георгий Гривенный.
Самолет — еще только небольшая светящаяся точка в небе, но на Земле уже все готово.
Валерий Сулейманов, заместитель генерального директора по организации воздушного движения «Белаэронавигация»: «Сейчас была разгрерметизация воздушного судна, и диспетчер предложил посадку на ближайшем аэродроме, вывел погоду по аэродрому. Экипаж заходит на посадку».
Диспетчер: «5495, сообщите, если раненые на борту? Ваша высота 3300 метров. Продолжайте снижение. Медицинская помощь будет готова сразу после посадки».
К счастью для всех и в воздухе, и на твердой почве фюзеляж цел, никто не ранен, да и вообще все это — моделирование ситуации. Своеобразные учения, которые авиадиспетчеры решили совместить с конкурсом «Лучший по профессии».
В обычных ситуациях между ними — от нескольких сотен до нескольких тысяч метров, но конкурс подразумевает некое масштабирование: диспетчерский центр, а в пяти метрах от него — кабина пилота.
В роли командиров воздушных судов выступают будущие диспетчеры Минского аэропорта. Говорят, что перед тем как начать руководить воздушной ситуацией с Земли, хорошо бы сначала увидеть, как это все видится с воздуха. Этой профессии Павел пять лет учился — полноценное высшее образование. Помимо общего курса точных наук специализация «Английский» и даже посещение настоящей кабины пилота, чтобы знать, как работают те, с кем потом ты каждый день будешь вместе взлетать и садиться.
Павел Михович, выпускник Минского государственного высшего авиационного колледжа: «Стрессовые ситуации, отказы, и сразу видно: у человека голос меняется. Немножко мандраж начинается. Да, это требует и подготовки специальной, конечно, и собранности диспетчера».
Конфликт в их работе — это когда появляется угроза пересечения небесных траекторий. Говорят, что на тренажерах все то же самое. Почти. Ну а на вопрос, а в чем главное отличие, они говорят: вы просто глаза от монитора поднимите. Если это тренажер, то увидишь перед собой просто стенку, а если настоящий индикатор воздушной обстановки, то настоящую
Диспетчер минского аэропорта Владимир Лепкович говорит, что работа очень нервнозатратная, но сложно только по началу. Первых лет 10.
Владимир Лепкович, авиадиспетчер: «Этот как водитель транспортного средства, ты тоже сразу не можешь сказать, что ты профессионал, даже отъездив
Подумав над монитором, диспетчер добавляет: и работаем мы все же в первую очередь с людьми, а потом уж с техникой. И просит не мешать. Вот еще один просит наставить его на курс истинный.