Храм Сретения Господня расписывают, отойдя от общепринятого канона.
В храме Сретения Господня на Гражданском проспекте завершен первый этап росписи внутреннего пространства. Это один из самых сложных проектов площадью в 100 квадратных метров. Здесь создают свою версию картины Страшного суда.
Инициатором выступил настоятель храма отец Георгий, которого считают новатором. Так, при строительстве церкви современные инженерные решения были совмещены с хорошо проверенными временем материалами. Например, сделаны теплые мраморные полы. В настенной росписи тоже отступают от общепринятого канона.
Творчество церковных живописцев оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.
Настоятель храма Сретения Господня внимательно всматривается в работу живописцев. Строительные леса стали разбирать по технологической необходимости: художники должны без помех оценить результат своей работы.
Ольга Шереметьева, художник: «Разбор лесов технический. Почему? Потому что роспись находится в полусфере. И полусфера как никакая другая плоскость искажает пропорции с разных точек. И мы смотрим с балкона, снизу, из алтаря. Когда мы пишем, видим сверху вниз, а зритель будет смотреть снизу вверх. И когда пишешь, и лесами все закрыто, существует насилие над разумом».
На разум прихожан должен оказать воздействие и сюжет, выбранный для росписи. В новом храме на Гражданском проспекте решено написать сцену Страшного суда. Художники выбрали для настенной живописи масляные краски, как это делали предшественники в XIX веке.
Техника фрески слишком сложна, да и как показала история даже знаменитая «Тайная вечеря» Леонарда да Винчи гибнет под воздействием окружающей среды. Страшный суд на Гражданском делают не спеша в несколько этапов, накладывая не один живописный слой. На сегодня закончена верхняя часть настенной живописи — царство небесное.
К нижней части росписи художники пока еще не приступали. Но на стену уже нанесли контуры героев композиции. В этом храме отказались от канонического изображения грешников. Как их называет настоятель, отверженных. В этом Страшном суде не будет традиционных языков, пламени, вил и змей.
Отец Георгий, настоятель храма Сретения Господня: «Я действительно решил отступить от общепринятых канонов: всякие змеи, огонь, вниз головами летят. Здесь будут действительно живые люди, которые в этой жизни не прикоснулись к великой тайне любви, не осчастливились этой тайной, которая проявляется во всем. Человек должен и сам созреть, и бога об этом просить».
За алтарем сусальным золотом отливает сцена Евхаристии — тайного причастия учеников Христа. Лики апостолов и Иисуса по просьбе отца Георгия художники создали не по образцу старой иконописи, а исходя из русской академической школы. Живописцы сожалеют, что в силу разных причин не могут, как великие мастера, работать с натурщиками и проверить правильность анатомического положения фигур.
Но
В епархии оценили предыдущую работу, да и, как известно, Микеланджело своим Страшным судом заставил Ватикан пересмотреть отношение к церковной живописи.