На Белгородчине с некоторых пор самозабвенно борются со столичной и всякой прочей безнравственностью: современные писатели небезопасны.
В эти минуты в Белгороде начинается спектакль, дают пьесу Евгения Гришковца. На эту новость мы, конечно, не обратили бы внимания (Гришковца много ставят по всей России), если бы не обстоятельства показа и не выбранное для него место. Это подвал типовой городской многоэтажки на окраине.
Никуда больше городские власти спектакль не пустили. Так, по крайней мере, утверждают в самой труппе. Дело в том, что на Белгородчине с некоторых пор самозабвенно борются со столичной и всякой прочей безнравственностью, к каковой недавно отнесли день Святого Валентина, наложив на празднование формальный запрет.
Чем провинился Гришковец, выясняла корреспондент НТВ Ольга Чернова.
Из аэропорта — сразу в подвал многоэтажки. В Белгороде — это единственное место, где сегодня студенты Института культуры и искусств могут показывать свои спектакли по пьесам современников. Поддержать начинающих артистов и режиссеров приехал драматург из Екатеринбурга Андрей Крупин.
Когда ему сообщили, что он оказался в белгородском списке запрещенных авторов, не ожидал, что запрещенных настолько. Найти зал в Белгороде для показа спектаклей студентам оказалось непросто.
Оксана Погребняк, преподаватель кафедры театрального творчества Белгородского государственного института культуры и искусств: «Когда узнавали, что к ним обращается один независимый театр, новая сцена, они сказали, что им не нужны проблемы».
По словам преподавателя Белгородского института культуры и искусств Оксаны Погребняк, недовольство руководства вуза вызвали постановки по пьесам Евгения Гришковца «Планета», Ивана Вырыпаева «Кислород», Андрея Крупина «Луна и трансформер». Худсовет объявил спектакли духовно опасными.
Александра Мигун, студентка третьего курса Белгородского государственного института культуры и искусств: «Нас обвиняют в пропаганде педофилии. Сказали: „Спасибо за работу. Больше ничего не надо“. И еще два спектакля, которые готовились, нам запретили просто».
Андрей Крупин, драматург: «Пьесу „Луна и трансформер“ обвиняют в пропаганде педофилии, но там никакой педофилии вообще нет! Я написал о любви, об одиночестве».
Ректор института Ирина Игнатова сегодня жалеет, что предоставила студентам свободу выбора. Третьекурсники, по мнению преподавателей, исказили на сцене смысл пьес, поэтому учебные постановки не допустили для широкой публики.
Ирина Игнатова, ректор Белгородского государственного института культуры и искусств: «Студенты в открытую писали, показывали сцены педофильства и многое другое. Я эти спектакли сама не видела».
В областном управлении культуры заверили, что черного списка современных драматургов в области нет. За духовную безопасность борются, вот поэтому и не поддерживают студенческую безвкусицу на театральной сцене.
Сергей Курганский, начальник управления культуры Белгородской области: «Показывать ее за рамками учебного процесса, это, стало быть, имиджу института культуры нанести ущерб».
Евгений Гришковец: «Мне сейчас ничего не остается, кроме как пожалеть белгородского театрального зрителя, у которого местные цензоры отняли возможность посмотреть произведения современных драматургов в театре. Стыдно».
Обиженные студенты заверяют: критикуемые постановки худсовет даже не смотрел, а некоторые преподаватели и пьес не читали. Студенческая стилистика и приемы аморальны, считают педагоги. Зрители сидят на сцене, актеры могут полить водой, забросать конфетами. Да и тексты некоторых авторов безнравственны.
Нина Киреева, проректор по воспитательной работе Белгородского государственного института культуры и искусств: «Присутствовали на спектакле „Кислород“, где маты, не прекращаясь, шли со сцены».
Иван Вырыпаев, драматург, автор пьесы «Кислород»: «Ничего плохого не хочу сказать ни проекторам, ни знакомым, ни про губернаторов, в том смысле, что их просто не знаю, но мне кажется, что в данном случае они заложники самих себя. Но страдают от этого дети, страдают от этого нравственность, духовность и мораль, которую они так защищают. Они сами, наверное, тоже страдают от этого».
Третьекурсники теперь бояться репрессий со стороны руководства вуза, хотели нести современное искусство в массы, а их не поняли.
Девиз Белгородского института искусств «Культура есть мы». Но по оценке преподавателей вуза, в эту культуру пока не вписываются работы некоторых их учеников. Сегодня студенты планировали показать спектакль «Луна и трансформеры» в подвале, но руководство вуза запретило выносить декорации из института. Конфликт продолжает набирать обороты.