Сегодня исполнилось ровно пять лет со дня гибели рейса MH17 в небе над Украиной. Жертвами трагедии стали 298 человек. Власти Малайзии, которой принадлежал сбитый Boeing, заявили, что разочарованы ходом расследования катастрофы. Премьер Махатхир Мохамад отметил: человек, выпустивший в самолет ракету, так и не найден.
В связи с годовщиной Совет Евросоюза опубликовал заявление, в котором призвал Москву признать ответственность за катастрофу. Согласно выводам следствия, малайзийский лайнер был уничтожен ракетой комплекса «Бук», который якобы доставили из России в Донбасс. В прошлом месяце в Нидерландах заочно выписали ордера на арест трех россиян. Москва называет обвинения в их адрес голословными. В МИД напомнили, что за годы расследования российская сторона собрала данные, опровергающие выдвинутую версию и указывающие на то, что лайнер могли уничтожить украинские военные.
Суд по делу о крушении Boeing 777 в небе над Донбассом должен начаться в марте 2020 года. Но сбор доказательств продолжается до сих пор, причем порой самыми невероятными способами. Из собственной квартиры спецслужбы Украины выкрали возможного свидетеля событий пятилетней давности — бывшего командира одной из бригад ПВО ДНР Владимира Цемаха. На связи с семьей — адвокат, которого дали Цемаху на Украине. Дочь говорит, что отец держится. Никаких обвинений ему пока не предъявляют.
Мария Цемах, дочь Владимира Цемаха: «Такую сложную операцию для чего было проводить? Похищать человека из глубокого тыла, но других вариантов мы не видим, как связать это с Boeing».
Руководство непризнанной республики уверено, что похитили Цемаха для того, чтобы сфальсифицировать доказательства. Правда, чем он может быть полезен, следствию не совсем понятно. Командовать ПВО города Снежное он стал лишь спустя три месяца после того как Boeing был сбит.
Мария Цемах: «Где он был в день катастрофы. Я не вспомню, но знаю, что его там не было, не сбивал он эти „сушки“ и Boeing не сбивал, и на место крушения тоже не выезжал».
Скамья подсудимых, очевидно, будет пуста. Трое из четверых подозреваемых — граждане России, которая в расследовании Совместной следственной группы не участвует. Впрочем, Нидерланды об экстрадиции даже не просят. Гиркина, Дубинского и Пулатова хотят лишь допросить. Прокуратура Украины пытается арестовать четвертого фигуранта дела — украинца Леонида Харченко. Пока безуспешно.
Броские заголовки газет, пожалуй, единственное, что через пять продолжает поддерживать интерес к расследованию катастрофы силами Совместной следственной группы под руководством Нидерландов. Обвинениям в адрес России все меньше верят на Западе. И теперь уже ясно, что совсем не верят на Востоке.
Мохамад Махатхир,
Немецкий адвокат погибших пассажиров, доктор Эльмар Гимулла, прямо возлагает ответственность на Украину.
Эльмар Гимулла, адвокат пострадавших в катастрофе Boeing 777: «10 тысяч метров воздушного пространства в этой части Украины должны быть закрыты, но именно через них и проходили маршруты иностранных Boeing. То есть Украина защитила только свои самолеты, а самолеты, летевшие через их воздушное пространство, оставались под угрозой. 750 самолетов каждый день пересекали эту зону, пока она не была закрыта. 750 самолетов ежедневно подвергались опасности».
Доктор Гимулла защищает интересы потерпевших в Европейском суде по правам человека. Иски были подготовлены еще четыре года назад. Эльмар Гимулла рассчитывает, что суд ЕСПЧ начнет слушания до конца этого года. Следит он и за ходом криминального расследования крушения Boeing, в предварительных выводах которого вообще не видит логики.
Эльмар Гимулла: «Я сомневаюсь в справедливости тех выводов, к которым пришла исследовательская команда мистера Вестербеке и мистера Джона, потому что те факты, которые они представили, сами по себе крайне противоречивы. Они немыслимы. Зачем привозить ракету из России на Украину, сбивать один малайзийский самолет и увозить ее обратно? С какой целью?»
От российской помощи западные следователи отказываются. Ведь тогда придется принимать во внимание результаты эксперимента концерна «Алмаз Антей»; данные радиолокации, которые говорят о том, что ракету выпустили с территории подконтрольной ВСУ; рассекреченные архивы Минобороны России, где едва ли не по часам расписан весь путь той самой ракеты, которой был сбит Boeing и которая с 1986 года территорию Украины не покидала. А вооруженные силы Незалежной о ее пропаже никогда не сообщали.
А вот Украина — полноправный участник следственной группы. У страны и правда есть опыт в подобного рода преступлениях. В 2001 году украинские ракетчики сбили пассажирский самолет — все 78 человек, летевших на
Йост Нимёллер, журналист: «Мой вопрос — кто был источником перехваченных переговоров?»
Вилберт Паулиссен, руководитель департамента расследований национальной полиции Нидерландов: «В основном, это прослушки украинских спецслужб. Данные записи были предоставленным нам через суд».
Йост Нимёллер: «Так были и другие источники?»
Вилберт Паулиссен: «Нет, проще говоря, все прослушки украинские».
Эльмар Гимулла, адвокат пострадавших в катастрофе Boeing 777
Международная группа следователей все больше похожа на
Тьерри Боде, лидер голландской партии «Форум за демократию», член Европарламента: «Только судья должен решать, кто понесет ответственность за катастрофу MH17, а не ангажированные политики, способные лишь обвинять Россию».
Зато вполне осязаемые нити, которые сложно порвать клеветой, ведут в этом деле в области финансов и геополитики. Полеты над суверенной территорией — это деньги, которые Украина в 2014 году терять не хотела. Безответственность или провокация — ведь для украинских союзников (в первую очередь США) авиакатастрофа, в которой погибло 298 человек, стала решающим аргументом в давлении на Европу, которая медлила вводить против России секторальные санкции. Вашингтон сделал это за неделю до катастрофы. Так что если перестать обвинять нашу страну в причастности к катастрофе, то придется отменять и санкции.