Власти крупных европейских городов всерьез обеспокоены стремительным ростом популярности элетросамокатов, гироскутеров и прочего портативного электротранспорта. Для его использования не нужны права, на нем гоняют по дорогам и тротуарам, а число аварий с каждым годом увеличивается в разы. Мэр Парижа называет ситуацию «настоящей анархией», а мэрия Лондона требует пересмотреть стандарты безопасности дорожного движения. Что делать с новыми видами транспорта, активно обсуждают и в России.
Ирина Глотова из Владивостока — инструктор по дайвингу. Но два года назад ее подхватили иные течения, и теперь ей как воздух нужно оно — моноколесо. Каждый день Ирина и ее муж Владимир заводят свои электромоторы и катят на работу. Как и положено — по тротуару, лавируя между пешеходами, и как рыбы в воде — так же молча.
Ирина Глотова: «Мы пытались сделать звуковые сигналы, но потом решили не беспокоить людей… Либо аккуратно трогаем за плечо, либо у мужа колонка — люди слышат звук и расходятся».
Человек на моноколесе, гироскутере или электросамокате по российским законам классифицируется как пешеход — просто очень быстрый и с мотором. Правила для него не писаны — в буквальном смысле. Нет ни максимально разрешенной скорости, ни требований к водителю и самому устройству. Главное — не появляться на проезжей части.
Инна Святенко, председатель комиссии Московской городской Думы по безопасности: «Скажите, пожалуйста, захотелось бы вам, чтобы рядом с вами, пешеходом в кроссовках, передвигался
Почему велосипед можно считать транспортным средством — и разрешать ему ехать по дороге, а электросамокат, у которого скорость больше, нельзя? А ведь мощные самокаты могут разгоняться до 90 километров в час. И даже если самокатчик едет по правилам, это небезопасно для него самого.
Григорий Шухман, эксперт по безопасности дорожного движения: «В отличие от автомобиля и велосипеда, для самоката любая выбоина, ямка — это препятствие, и он тут же падает».
В мире единого взгляда на проблему нет. Во Франции и Нидерландах можно ездить только по дорогам. В Австралии и Бельгии — по тротуарам. В Британии — ни там, ни там, а только по частной земле. В общем, для законодателей пока самокатчик ни рыба, ни мясо.