Тысячи человек замерзают в деревнях и поселках Лужского района. В Почапе некачественный уголь еле горит, а в Тёсове торф похож на жижу.
Квартиры более тысячи человек в деревни Почап Лужского района уже к утру могут остаться без отопления. В местной котельной, куда накануне вечером привезли грузовик угля, топлива хватит на полсуток.
Причина такого положения — замкнутый круг, в который втянуты и коммунальные службы, и люди. Последние не оплачивают отсутствующее тепло, соответственно нет денег, чтобы закупить топливо. Похожая ситуация складывалась и в соседнем Тёсове. Но там с помощью благотворителей удалось добыть дрова.
К замерзающим выехал корреспондент НТВ Дмитрий Павлов.
В котельной поселка Почап Лужского района паника. Угля хватит только до вечера. Экономить бесполезно. Если забрасывать топливо маленькими партиями, огонь потухнет. Пока пламя живет, но жар от него подойдет разве что для шашлыка.
Анатолий Павлов,
Кочегары в безвыходной ситуации. Придать такому углю большей горючести невозможно. На улицу лишний раз лучше не выходить. К котельной за объяснениями пришли замерзшие жители многоквартирных домов. Все, что они услышали, похоже на приговор.
Иван Хохлов, слесарь котельной поселка Почап: «Если сегодня уголь не привезут, котельную мы останавливаем».
Известие, что Почап на грани чрезвычайной ситуации, тут же разлетелась по поселку. Люди, поняв, что тепла ждать не от кого, спасаться от холода стали самостоятельно. В первую очередь, утеплили детей.
Татьяна Петухова, житель поселка Почап: «У нас очень холодно. Температура, наверное, как на улице, только что ветра нет. Вот так всегда и ходим. Он даже спит у меня в одежде».
Самая теплая в застуженной и заплесневелой квартире Татьяны Петуховой — рисунок на стене. Во всем поселке радуют только названия улиц. Здесь нет ни работы, ни досуга. Зато Почап — самая настоящая школа выживания.
Тамара Семёнова, глава Тёсовского сельского поселения: «Губернатор дал нам 5 миллионов 700 тысяч рублей. И куда делись деньги? Угля нет. Мы не видели еще ни одного дня, чтобы было тепло».
Тамара Семёнова, на попечении которой два поселка и 11 деревень, пожалуй, — самая закаленная женщина. Правда, по ее признанию, холодеет она от ужаса. Когда в администрации Лужского района ей каждый раз заявляют, что она плохо работает.
Нина Алексеева, заместитель главы администрации Лужского района по взаимодействию с сельскими поселениями: «Долги у населения в настоящее время составляют 17 миллионов рублей. Если подводить годовые итоги, то получается, что полтора года поселение не оплачивает все коммунальные услуги».
Люди не платят, потому что нет тепла. Нет тепла, потому что люди не платят. Замкнутый круг в поселениях Лужского района не разорвать уже несколько лет. И не только в Почапе. Жители поселка Тёсово каждую зиму дома ходят в валенках и фуфайках. В этом году у бабушки Веры погибли любимые цветы.
Проблема тоже в топливе. Котельной Тёсова нужен качественный торф. Поставляют чуть ли не болотную жижу. Топливо настолько сырое, что из него можно пирожки лепить. Единственное отличие Тёсова от Почапа — идущий из труб дымок. Дрова в поселке упали буквально с неба.
Самосвал с березовыми поленьями не волшебство, а следствие благотворительности. Никита Леонов о замерзающих бабушках узнал еще в ноябре. Через три месяца он с удивлением обнаружил, что воз и ныне там. Бизнесмен считает, что простые люди, потеряв право выбора, просто перестали быть нужными.
Никита Леонов, бизнесмен: «Я, собственно, далек от того, чтобы винить Сердюкова или главу Лужского района в том, что они не заботятся о своих подопечных. Но я думаю, что до того момента, пока они больше будут бояться „Единой России“ или администрации президента, а не своих избирателей, ситуация будет меняться худо».
С
Вера Карташова, жительница поселка Тёсово: «Господи, помилуй. Даже не вериться, что еще и на нас внимание обратили».
Надежда на то, что оставшаяся зима пройдет в относительно теплых квартирах теплиться вместе с живым огнем. Поселковые власти обещают, что будут раздавать дрова только малоимущим пожилым людям.
В списке особо нуждающихся больше 20 адресов. Вот только все понимают, если не придет государственная помощь, спонсорской на всю зиму вряд ли хватит.