Иранскую ядерную сделку Дональд Трамп называл позорной и собирался менять еще до прошлых выборов. Из старого договора США вышли год назад. И тогда же, после назначения советником президента Джона Болтона, всем стало понятно, что принуждать Иран к заключению новой сделки что бы это ни значило на самом деле будут любой ценой.
Накануне новых американских выборов весь внешнеполитический блок Белого дома был готов к войне с Ираном. Все, кроме самого президента. Ракетный удар Трамп заменил новыми санкциями, впервые персональными — против верховного лидера, который с 1989 года и так не покидал Иран, и членов администрации.
Хасан Роухани, президент Ирана: «Трамп сходит с ума и накладывает санкции на лидера страны. Они хотят захватить собственность лидера с помощью санкций. Все его имущество — это мечеть и простой дом. Если вы и правда хотите переговоров, почему вы накладываете санкции на нашего министра иностранных дел? Очевидно, что вы лжете!»
Угроза конфликта никуда не исчезла. Киберподразделения Пентагона атаковали иранские военные серверы. В Тегеране повесили бывшего сотрудника Минобороны, который шпионил в пользу ЦРУ.
Дональд Трамп, президент США: «Мы будем продолжать усиливать давление на Тегеран до тех пор, пока режим не откажется от разработки ядерного оружия, баллистических ракет, процесса обогащения урана, от поддержки терроризма и действий, направленных против Соединенных Штатов и их союзников».
В том, что третья мировая не началась в последнюю неделю июня 2019 года, — заслуга целиком американских избирателей. Их кандидаты ради голосов и поддержки сторонников и не на такое способны.
Такер Карлсон, ведущий телеканала Fox News: «Это важнейшее решениеТрампа-президента . Бомбежка Ирана похоронила бы его политическую карьеру за минуту. После нее никакое переизбрание на второй срок стало бы уже невозможным».
Любимый телеведущий Карлсон, который, как сообщается, в частном разговоре убедил Трампа не начинать войну, обращался не только к общегуманитарным ценностям. Он напугал Трампа гробами американских солдат и последующим провалом на выборах. Ближний круг главных советчиков нашептывал Трампу о быстрой победоносной войне с Тегераном, которая была бы кстати перед избирательной кампанией. И советник Болтон, и госсекретарь Помпео настаивали на ударе. И это было в духе Трампа: угроза страданий. Схема выступлений президента, судя по отношениям с Сирией, Северной Кореей и Венесуэлой, уже давно понятна всему миру. И иранцы, как пишет National Interest, могли его просчитать и понять, что сумасбродный американец накануне важнейшего внутриполитического события снова просто блефует.
Теодор Карасик, старший советник в компании Gulf State Analytics: «Эта „теория хаоса“ — часть проводимой администрацией Трампа политики, которая подразумевает действия, вызывающие у оппонентов резкую реакцию. Так можно смутить их и, возможно, заставить совершитькакое-то действие, которое потом окажется полезным для США. Штаты так считывают реакцию своих оппонентов. Далее они принимают решение, взаимодействовать дальше с этими игроками или нет. Это не самый приятный процесс, но это работает».
С Ираном не сработало. Даже в конгрессе на этот раз вздрогнули и заговорили о поправке, которая бы запрещала президенту начинать войну с Ираном без одобрения законодателей.