Сегодня исполняется 100 лет Версальскому договору. Споры вокруг этого документа, официально завершившего Первую мировую войну, даже спустя век не утихают. Есть точка зрения, что последствия договора, подписанного Германией и странами Антанты, оказались разрушительнее самой войны.
Уникальные кадры
В Версаль 30 апреля 1919 года немецкая делегация прибывает, а спустя неделю, 7 мая, французы передают немцам первый проект договора. Премьер министр Франции Жорж Клемансо говорит следующее: «Час расплаты настал. Вы хотели мира? Мы готовы вам его предоставить».
Спустя неделю президент Германии Эберт заявляет следующее: «Пусть отсохнут руки прежде, чем представители Германии подпишут в Версале такой вот мирный договор». То, что произошло 28 июня 1919 года, известно всем.
Карты сохранили границы европейских государств, какими они были до 1919 года. Согласно мирному договору, Германия возвращала Франции
Ни представителей советской России, ни белогвардейцев, ни эмигрантов, уже осевших на Западе, в Версаль демонстративно не позвали. Первый случай в современной истории — попытка не столько глобального передела мира, сколько создания однополярного мира.
Юрий Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории: «В Версале и Клемансо, и Ллойд Джордж, и премьер Италии, и премьер Японии знали одно: единого правительства для всей страны нет — ни белых, ни красных, никаких. Поэтому, ну, с кем говорить?»
Вооруженные силы Германии должны были быть ограничены
Дирк
Самое потрясающее, что вопрос о капитуляции задавался в ноябре 18 года маршалом Петеном, командующим французской армии. Он готовил наступление, которое должно было закончиться взятием Берлина. Но для лидеров Франции, США и Англии это было нежелательно, так как они считали, что это недемократично. А в 1919 году, увидев текст договора, командующий войсками Антанты маршал Фош воскликнет: «Это не мир, это перемирие лет на 10!» История показала, что он оказался прав с точностью до двух месяцев и двух дней. Жажда реванша — вот что засело в голове у каждого немца.
Юрий Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории: «Они не понимали, как они, не проиграв войну, оказались побежденными. И вот это изначально породило нацистскую партию, а потом следующую войну».
И вроде как все красиво начиналось — Версаль, роскошь нищей послевоенной Европы, подписанный мир, создание Лиги наций. Союзники считали себя большими либералами и были уверены в установлении раз и навсегда нового демократического порядка. Только вот когда проигравших без всяких переговоров ставят перед унизительным фактом, о настоящей демократии можно забыть.