В день 130-летия смерти Фёдора Достоевского на могиле писателя был отслужен молебен. Корреспондент НТВ прочел газеты за 31 января 1881 года, которые писали некрологи на эту тему.
В Петербурге вспоминают Фёдора Михайловича Достоевского. Сегодня исполнилось 130 лет со дня смерти русского писателя. По традиции с утра на его могиле в Некрополе
Произведения и жизнь великого писателя исследованы подробно и учеными, и поклонниками. Одно из самых крупных и признанных объединений — Международное общество Достоевского, существующее уже более полувека. Менее заметное сообщество, объединившееся в Интернете под названием «Достоевщина», сегодня сделало подборку наиболее любопытных обложек к книгам Фёдора Михайловича со всего мира.
Корреспондент НТВ Алексей Кобылков сегодня предпочел аскетичные
Практически все газеты, выходящие в Петербурге, откликаются на смерть Достоевского большими первополосными материалами. «Петербургский листок» большую часть материала посвящает биографии Достоевского, во второй половине приводит воспоминания о Фёдоре Михайловиче одного из его знакомых, которого уже после дела петрашевцев и ссылки Достоевского в Сибирь самого вызывают в жандармерию.
Там генерал показывает ему французское Евангелие, которое одалживал у него Достоевский и в котором есть пометки самого Петрашевского. Впрочем, в итоге все заканчивается вполне благополучно. Знакомого отпускают.
Политическая литературная газета «Голос» проявляет чуть меньше пиетета. Здесь рядом с информацией о погребальном шествии соседствует реклама апельсинов: «Мессинские сладкие по 30 копеек за десяток». Здесь же информация о приближающихся выборах в германский парламент.
А в «Литературной летописи» сразу за материалом «Памяти Достоевского» идет статья о новой комедии Островского. Впрочем, здесь же, в «Голосе», — самая точная информация о погребальном шествии. Точнее — о группах, которые его составляют.
Интересно, что если первые четыре — это, в основном, гимназисты, курсанты, универсанты, то пятая группа — самая разнородная. Это художники, актеры, глава Тюремного управления и даже депутат из Москвы.
«Петербургские ведомости», соответствуя репутации деловой газеты, уже на первой полосе помещают статью о применении ипотеки к нашему Отечеству. Впрочем, это, конечно, после всех материалов о Достоевском. Здесь самый подробный репортаж с похорон: «Давно уже Петербург не видал такого народного собрания. Между тем ничего официального, никаких оповещений, никаких приказаний. Полиция была совершенно не готова к такому стечению народа и сравнительно она отсутствовала.
А между тем, какой был везде и во всем порядок, какая чинность. Присутствовали сотни тысяч людей. Здесь чуть дальше о протяжении процессии можно судить уже по тому, что когда гроб показался на углу Невского и Владимирской, то голова процессии уже поравнялась с вокзалом Николаевской железной дороги».
Наконец небольшая газета «Страна» со стоимостью подписки восемь рублей в год посвящает Достоевскому сразу первую и вторую полосы, сообщая о том, что
Анна Григорьевна, впрочем, от всего отказалась. «Смерть, — пишет страна, — застигла Достоевского почти внезапно, среди обычных трудов, почти за письменным столом. И странное грустное впечатление производил этот неприбранный стол в небольшой квартирке покойника, заваленный книгами, бумагами, недописанными письмами. Как будто сидевший за ним только ушел на минуту. Сейчас придет опять и, взяв перо, еще не успевшее засохнуть, будет продолжать свое дело».