Президент Грузии Саломе Зурабишвили ясно сказала: «Россия враг и оккупант». И вряд ли слова демонстрантов «мы не против русских, мы хотим убрать свое правительство» объяснение, почему на их плакатах написано «Россия, вон!». Где та линия, за которой напряженные отношения превращаются в ссору, а громкие угрозы в реальную опасность? Где та линия, заступ за которую в России не готовы терпеть?
Центр Тбилиси, площадь перед парламентом, тысячи демонстрантов кричат антироссийские лозунги. В руках — такие же плакаты: они требуют освободить страну от «российской оккупации». Грузинские и западные СМИ в прямом эфире транслируют кадры массовой антироссийской акции, которая явно была подготовлена заранее: даже плакаты написаны на английском — вероятно, чтобы всему миру было понятно, что именно в Тбилиси происходит.
Очевидно, что визит российской делегации — это был всего лишь повод, ведь даже после того, как российский депутат Сергей Гаврилов покинул столицу Грузии, оппозиция не успокоилась. Напротив, они еще больше стали кричать о некой российской оккупации, а затем и вовсе оппозиция и правящая партия стали друг друга обвинять в связях с Москвой. Но главный эффект — вывести на улицы людей и разжечь русофобские настроения — был достигнут.
Разъяренные демонстранты несколько раз пытались взять парламент штурмом. Полиция ответила жестко — применили слезоточивый газ, резиновые пули, водометы и акустические пушки. Задержаны более 300 человек, пострадали более 200. В больницах — и демонстранты, и полицейские. Ранены больше 30 журналистов. Один лишился глаза, еще одна резиновая пуля попала в спину продюсеру международного агентства Ruptly, когда он вел прямой эфир.
Прорваться в парламент не получилось. После жесткого разгона разошлись, но пообещали вернуться. И вот на следующий день оппозиционеры снова кричали антироссийские лозунги, в том числе, выражаясь нецензурно, поднимали плакаты с русофобскими надписями, призывали не иметь никаких отношений с Россией. Другие в это же самое время на трибуне, судя по всему, решали свои внутриполитические амбиции.
В воздухе витал дух так называемой «западной демократии» в виде американской символики и флагов. Здесь же размахивали и украинскими флагами. Еще в толпе можно было услышать ностальгические разговоры о «революции роз» 2003 года. Ведь среди тех, кто организовал эти протесты, были в том числе и сторонники бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Сам он, кстати, будучи на Украине, открыто вмешался в эти протесты: призывал полицию перейти на сторону оппозиции.
Михаил Саакашвили,
О какой оккупации идет речь, не понятно. Возможно, Саакашвили и демонстранты имеют в виду откровенную провокацию директора аналитического центра Байдена. По странному совпадению, как раз накануне протестов он опубликовал пост с отсылкой к Абхазии и Южной Осетии.
Майкл Карпентер, старший директор Центра Дж. Байдена по глобальному взаимодействию при Пенсильванском университете: «В один прекрасный день Грузия может проснуться и обнаружить не 20%, а 100% оккупированных территорий».
Что касается действий властей во время второй волны протеста, то максимум, что сделали — это пригнали к парламенту очень много полиции и машин скорой помощи. Но разгонять протестующих с самого начала не стали, хотя многие из них пришли настроенные довольно агрессивно.
Президент Грузии Саломе Зурабишвили во время начала протестов находилась в Минске. Визит пришлось прервать. Когда она вернулась в Тбилиси, по требованию оппозиции, свой пост
Председатель партии «Нейтральная Грузия» Валерий Кварацхелия над такими заявлениями Зурабишвили посмеивается. Он согласен: эти массовые беспорядки — провокация, но говорит, что заказчики — не по соседству, а за океаном.
Валерий Кварацхелия, политик, председатель партии «Нейтральная Грузия»: «Это провокации чистейшей воды. Провокаторами являются Соединенные Штаты Америки. Американцам надо, чтобы между Грузией и Россией не было отношений. Сейчас нет дипотношений, да — но чтобы не было вообще никаких отношений. Вот государственный секретарь Соединенных Штатов Америки, когда встречался с нашим премьером, он ему прямо указания дал: в вашей экономике не должны участвовать Россия и Китай. Вы представляете? Вы только зависите от нас, от американцев. Больше никто вам не нужен. Прямым текстом!»
В МВД Грузии эти беспорядки назвали попыткой госпереворота, но говорить прямо, кто за этим стоит, не стали. А когда ночью под парламентом зазвучали «очистить страну от русских оккупантов» (это уже пошла речь о туристах), российские туроператоры приостановили продажу путевок. Некоторые из тех, кто только собирался лететь в Грузию самостоятельно, начали отменять бронь. Другие в последний момент не стали сдавать билеты.
Лариса Хочетова: «Конечно, люди должны решать сами. Но, с другой стороны, когда обижают твою страну, тоже обидно. Будем надеяться, что нас это никак не коснется».
Грузинские отельеры, риелторы, рестораторы и продавцы сувенирки в растерянности — уже прикидывают убытки. На знаменитой барахолке на Сухом мосту в центре Тбилиси, наверное, нет ни одного продавца, который не знал бы русский язык. Они вздыхают: мол, грузинские политики, которые разжигают русофобию, действуют по принципу «назло бабушке отморожу уши».
Лия, продавец: «Русские,
Россиян в Грузии много. В последнее время это туристическое направление стало очень популярным.
Катерина Кузьмина, туристка из России:
Сейчас в Тбилиси вдруг начали заявлять, что эти акции — только против своего правительства, что против русских они ничего не имеют, но что тогда означали все эти антироссийские плакаты? А на следующий день, уже после протестов, в Тбилиси напали на съемочную группу телеканала «Россия 24». Корреспонденты работали в центре грузинской столицы и записывали интервью директора турагентства. На них набросились несколько парней. Они выкрикивали националистические лозунги, пытались избить журналиста и оператора.
Еще одна деталь сегодняшней атмосферы в Грузии: сразу в нескольких кафе для российских туристов взвинтили цены на те самые 20%, о которых перед началом протестов высказался директор американского центра Байдена.