В Польше местный поисковик обнаружил останки погибшего красноармейца. Теперь намерен перезахоронить их со всеми воинскими почестями. Однако энтузиаст столкнулся с неожиданными проблемами. В Институте национальной памяти дали однозначный ответ: это останки бойца, освобождавшего польские земли от фашистов, но чиновники настаивают на необходимости специальной генетической экспертизы, без которой погребение невозможно.
В рассказе об отдавшем жизнь при атаке на немецкий аэродром красноармейце фраза «ирония судьбы» неуместна, но так и напрашивается. Прах солдата на протяжении многих десятилетий лежал в
Ярослав Томчак, общественный активист по увековечению памяти советских военнослужащих в г. Старгарде (Польша): «Его останки вышли из земли в этом году. Надо было работать очень быстро, потому что здесь пахал трактор и мог все уничтожить. Я собирал останки этого бойца 3 дня».
Рядом с костями были части ремня, сапога, пластина орденской колодки и даже советская зажигалка. По всему понятно, что все это принадлежало павшему красноармейцу, но как назло ни одной детали, которая помогла бы идентифицировать его личность, а без этого в Польше необходимо провести целый ряд экспертиз. Если Институт национальной памяти страны уже подтвердил, что обнаруженный боец освобождал землю, где встретил смерть, не оккупант, не коммунистический преступник, то генетические исследования по непонятным причинам затягиваются. Даже кости воина до сих пор просто хранятся дома у Ярослава Томчака.
Ярослав Томчак: «Я недавно уведомил об этом посольство РФ в Варшаве, чтобы они помогли мне добиться разрешения этого воина похоронить на военном кладбище».
Однако даже с участием спецпредставительства Минобороны России по
Уже был репортаж про активиста, который в одиночку обнаружил захоронение советских военнопленных из лагеря Шталаг IIД в Старгарде. Позади изучение архивов нескольких стран (он даже купил аэрофотоснимок британских ВВС времен войны), поиск выживших узников (нашел одного в США) и годы баталий с польскими чиновниками. Первые раскопки он провел в 2014 году. В этом году на огороженном участке проведут благоустройство и установят надлежащие воинскому захоронению памятные знаки. И это в стране, где в последнее время память о Красной армии чаще либо стирают, либо закрашивают черным.
Ярослав Томчак: «Я всегда говорил и буду говорить, что мы — славяне, русские и поляки, должны над могилами своих погибших стоять не напротив себя, а возле себя».
Имена 2538 захороненных на кладбище пленных лагеря Шталаг
Благодаря работе с немецкими и польскими архивами всего один активист вернул истории пусть и самые трагические, последние, но все же страницы их биографии. Точное место захоронения, даты и даже причины смерти потомки теперь могут узнать. Эти списки впервые становятся достоянием общественности.