Сразу две громкие выставки на этой неделе представляет Пушкинский музей в Москве. Самое полное собрание французских импрессионистов из коллекции купца-мецената Сергея Щукина и работы классиков XX века из фонда Louis Vuitton.
Последняя экспозиция еще до открытия вызвала шквал критики. Одним из самых спорных экспонатов стало чучело лошади, подвешенное к потолку.
Начав неделю со сдвоенной премьеры, Пушкинский музей сделал
Сюзанн Паже, художественный директор Fondation Louis Vuitton: «Эти выставки о разных эпохах — Сергей Щукин собирал искусство конца XIX — начала XX века, главным образом французский модернизм. Бернар Арно занимается послевоенным периодом и современными авторами».
Обе выставки — про коллекционеров — Сергея Щукина и Бернара Арно. И про современное им искусство, покупка которого требует и вкуса, и смелости. У Щукина над парадной лестницей висел «Танец» Матисса, столетие назад оплеванный как пошлость и хлам. Посетителя парижской выставки встречает «Баллада о Троцком» Маурицио Каттелана — подвешенное к потолку чучело лошади.
Лошадь по кличке Тирамису скончалась 20 лет назад, сама, и при жизни от рук художника не страдала. Это не спасло Пушкинский от пожеланий гореть в аду — иные зрители решили, что лошадь висит живая.