Самолеты вынуждены корректировать маршрут над Камчаткой, чтобы не попасть в облака пепла, которые извергают сразу три вулкана.
Самолеты вынуждены корректировать маршрут над Камчаткой, чтобы не попасть в облака пепла, которые извергают сразу три вулкана. Один из них — Кизимен проснулся впервые после
Уровень опасности оценила корреспондент Юлия Юдина.
80 лет крепкого сна как будто пошли на пользу исполину с мужским именем Кизимен. Он проснулся в октябре прошлого года, и с тех пор сна, что называется, ни в одном глазу. Выбросы пара чередуются с выбросами пепла на высоту до десяти километров. Снег в окрестностях вулкана напоминает слоеный пирог. Кремовый слой снега, темные пласты пепла.
Евгений Власов, госинспектор ФГУ «Кроноцкий заповедник»: «Хоть и небольшая — в 2 485 метров — высота, но пепел донесся даже до
Ученые Кроноцкого заповедника, на территории которого находится вулкан, следят за неспокойным подшефным. В редкие минуты затишья оценивают масштаб урона для животного мира. Снежные бараны и лоси вместе с растительностью вынуждены поедать частицы пепла. Если извержение станет сильнее, крупные животные наверняка сменят место жительства.
Городов и поселков в опасной от вулкана близости нет. Непосредственную угрозу Кизимен представляет лишь для авиации. Крупные частицы пепла способны даже повредить двигатели воздушных судов.
Александр Боруцкий, бортмеханик вертолета: «Отслеживают, куда выходит облако пепла, на какой высоте, направление ветра, куда сносит. И тем самым же, в зависимости от столба пепла, то есть если, например, облако пепла выходит на трассу самолетную, уже самолеты вынуждены изменять курс, обходя эти очаги опасности».
Вулкан сейчас как главный архитектор Кроноцкого заповедника. С помощью каменных оползней он меняет русла рек, создает новые пейзажи. Инспекторы каждый день фотографируют перемены, собирают пепел для анализа. Это нужно, чтобы попытаться предсказать возможное катастрофическое извержение.
Сергей Самойленко, старший научный сотрудник Лаборатории активного вулканизма Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН: «Поэтому, что от него ожидать, — пока с определенностью никто сказать не сможет, но нужно иметь в виду, что вулканы такого типа, они опасные, они действительно взрывоопасны. Если произойдет событие, соизмеримое со взрывом безымянного вулкана или Шивелуча, которые были на Камчатке в ХХ веке, то это будет событие мирового масштаба».
На территории Кроноцкого заповедника сотни редких растений. Для них единственных пепел не опасен. Наоборот, ученые рассчитывают получить весной ценные наблюдения, когда с такой минеральной подкормкой они вырастут до непривычных размеров.
Тихон Шпиленок, директор ФГУ «Кроноцкий заповедник»: Для, так скажем, растительного мира это возможно плюс, потому что пепел этого вулкана насыщен микроэлементами, накрывает практически всю территорию заповедника.
У камчатских дачников есть местная народная примета: если зимой выпал пепел, весной жди урожая картошки и других овощей. Ученые не видят в ней ничего сверхъестественного. Посыпанные пеплом, огороды действительно должны дать в этом году хороший урожай.