Пока украинские политики в преддверии выборов фотографируются с собачками и раздают популистские обещания, в ООН объявляют, что недовольны тем, как расследуются и убийства на Майдане, поджог Дома профсоюзов в Одессе, расправы с Олесем Бузиной и Павлом Шереметом. Уже Климкин объявляет, что страну кормили выдумками и ложью, Украина не вступит в ЕС через 10 лет. И даже церковь говорит: нас заманили не туда в истории с томосом. Поймет ли Зеленский, что все может пойти по накатанной: с верой, армией и языком?
Кристина 17 лет ходит в один и тот же храм‚ где ее крестили. Церковный раскол разделил на своих и чужих не только их село, но и школу. Когда Кристина отказалась перейти в новую автокефальную церковь, вчерашние друзья стали врагами.
Кристина Велущак: «Меня и моих и друзей‚ которые тоже ходят в УПЦ начали обзывать москалями, сепаратистами за то, что мы молимся на русском языке. Много оскорблений просто за то‚ что мы не ушли из нашей церкви».
По решению родительского собрания, Кристину не пустили на выпускной вечер. И фотографировали ее отдельно от класса. Свой праздник она отметила вместе с церковной общиной, которая несколько месяцев держит оборону храма. Батюшка и прихожане записали обращение новому президенту Зеленскому, за которого они голосовали.
Отец Леонид, настоятель храма: «Пока ответа не получили. Наверное, он действительно занят Верховной радой и другими своими вопросами, и еще не обратил внимание на то, что в такие села, как наше, пришла беда».
С мольбами о помощи к президенту обратились верующие и других приходов: Ровенской, Черновецкой, Запорожской областей, где и сегодня продолжаются захваты храмов и гонения на прихожан. На новую власть уповает и глава Украинской православной церкви Московского патриархата отец Онуфрий.
Томос, которым так гордилась прежняя власть, вместо того, чтобы стать символом единения православия на Украине, стал «томосом раздора». И вот уже Филарет, который вместе с Порошенко молил Константинополь о томосе, называет бывшего президента антихристом и аферистом. Обвиняет его в подкупе епископов на объединительном соборе — 20 тысяч долларов за голос — и отказывается принять новую автокефальную церковь.
Филарет, бывший глава неканонического Киевского Патриархата: «Томос ставит нас в зависимость от Константинопольского патриархата. А нам нужна на самом деле независимая церковь».
Глава новой церкви Епифаний обвинил Филарета во лжи и пригрозил придать анафеме. Зеленский от участия в церковных делах открестился. Это он до президентства активно шутил над Порошенко и томосом.
В предвыборной компании Зеленского юмора вообще оказалось куда больше, чем думали избиратели. Например, обещание про снижение тарифов: думали, что он всерьез.
Андрей Герус, представитель Зеленского в кабмине Украины: «Зеленский никогда не обещал снижения тарифов. Хотя и мы понимаем, и он понимает, что сегодняшние тарифы — это проблема. Зеленский шутил о тарифах, что они высокие. Но прямых обещаний он не давал».
Горнякам шахты «Лесная», которым Зеленский лично обещал решить вопрос с долгами по зарплате, но так и не решил, уже не смешно. Они перекрыли трассу на Польшу.
Через неделю газа не будет у всех, заявляют уже в «Укртрансгазе». Европа больше не хочет поставлять Украине газ по завышенным ценам, но в долг. Попытки лидеров оппозиции вести переговоры с российским «Газпромом» о более выгодных поставках администрация Зеленского расценила как госизмену.
На президентских выборах Зеленский обещал украинцам то, что они давно хотели услышать — мир. Ради этого он, как говорил на присяге, готов пожертвовать всем. Но за первые недели у власти пока не сделан ни один шаг к прекращению войны в Донбассе и восстановлению отношений с Россией.