За ядерное разоружение во всем мире и против наращивания систем ПРО выступили лидеры стран Шанхайской организации сотрудничества. Вопросам глобальной безопасности отведено важное место в декларации, подписанной по итогам саммита ШОС в Бишкеке. Хотя говорили обо всем от экономики до экологии.
В этом году Монголия, Белоруссия, Афганистан и Иран, присмотревшись к работе ШОС, почувствовали себя в кругу единомышленников. Эти страны на саммите присутствуют в качестве наблюдателей.
Благодаря усилиям России, Турции и Ирана под контроль властей Сирии вернулась почти вся территория страны. Но проблемы Ближнего востока к одной Сирии не сводятся и грозят новыми глобальными конфликтами на руинах иранской ядерной сделки.
Владимир Путин: «Выход США из Совместного всеобъемлющего плана действий — а он, напомню, был единогласно утвержден СБ ООН в 2015 году — не только дестабилизирует обстановку в регионе, но и способен подорвать режим нераспространения ядерного оружия.
Саммит ШОС — не дискуссионный клуб. Там принимают конкретные решения. Напрмер, по решению застарелых афганских проблем продуктивно работает контактная группа ШОС — Афганистан.
Владимир Путин: „Афганцам необходима помощь в достижении национального примирения и экономического возрождения“».
Защищать информационное пространство, по словам участников саммита, страны ШОС должны все вместе.
Александр Лукашенко: «Экономика и торговля используются как инструмент враждебного воздействия. На смену понятных для всех правил игры приходит анархия».
Китай, который ведет торговые войны с США, пока держит удар. Си Цзиньпин назвал три силы зла: «Необходимо совместно бороться с тремя силами зла — это сепаратизм, терроризм и экстремизм».
Братские вопросы, в первую очередь касаемо интеграции, российский президент обсудил и с Александром Лукашенко. Договорились провести в ближайшее время двустороннюю встречу.
Коротко, обменявшись парой фраз, российский лидер пообщался и с главой Пакистана, пока готовились сделать памятное фото. Завершил свой рабочий день на полях саммита Путин встречей со своим иранским коллегой. Вернулись к тому, о чем президент России говорил на расширенном заседании, — всеобъемлющему плану действий по иранской ядерной программе. Россия заинтересована в стабильности Ирана, на который все сильнее давят США.
Владимир Путин: «Отношения между Россией и Ираном носят многоплановый характер. Это касается экономики, вопросов стабильности в регионе, наших совместных усилий по борьбе с терроризмом».
Хасан Рухани, президент Ирана: «Отношения между нашими странами носят образцовый характер и каждый день продвигаются вперед. В текущих условиях, при наличии серьезного внешнего воздействия, вводимых внешних санкций, необходимость взаимодействия между странами в регионе, в частности, между нашими странами, актуализируется с каждым днем».