Год Театра подошел к своему экватору. Какие задачи стоят перед театром и удалось ли привлечь внимание властей к проблемам отрасли? Об этом в эксклюзивном интервью НТВ рассказал генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
Мы публикуем полную видеоверсию интервью Владимира Урина программе «Поздняков». Телеверсия выйдет в эфир НТВ в 00:30 в ночь с 17 на 18 июня.
В ответ на вопрос, доволен ли он предварительными итогами текущего театрального сезона, Урин заявил, что в этом году состоялось много интересных премьер. Кроме того, были успешные гастроли.
Владимир Урин: «Были концертные гастроли оперы в Тулузе и Париже. Французская пресса в совершенно восхитительных тонах говорила о коллективе Большого театра: и о солистах, и об оркестре, а зрители голосовали ногами. Зрительные залы были переполнены».
Год Театра отчасти выполнил поставленные перед ним задачи — подарил зрителям праздник. Что же касается внимания властей к проблемам отрасли, тут нужно будет судить по результатам, считает Урин.
Владимир Урин: «Что касается внимания властей, то мне кажется, что тут надо посмотреть по результатам. Причем не только года. Если говорить серьезно, то сегодня у многих театров — я сейчас не имею в виду театры Москвы,
По словам Урина, на улучшение положения дел выделяются достаточно серьезные средства, но действительно ли это даст толчок к основательному изменению проблем, которые сегодня существуют у театров, говорить пока рано.
Большой театр сегодня — это 3200 сотрудников, 50 объектов недвижимости и, конечно, масштабные постановки. Владимир Урин рассказал о доходах и бюджете.
Владимир Урин: «Что реально театр зарабатывает? Я вам должен сказать, что я горжусь очень этой цифрой. Когда я пришел в первый год, который я отработал полностью, это был
Произошло удвоение, но при этом Урин особо подчеркнул, что максимальные цены на билеты, которые были установлены в театре шесть лет назад, остались на том же уровне, а что касается государственных субсидий, то с этой точки зрения Большой финансируется хорошо.
Владимир Урин: «Мы не поднимали цены на билеты. Максимальные цены на билеты, которые у нас были установлены шесть лет назад, так они и остались этими ценами. Общий бюджет театра гораздо больше. Есть субсидии 4 миллиарда, плюс заработанные средства, плюс спонсорские, плюс попечительский совет».
Кирилл Поздняков: «Около 7 миллиардов получается».
Владимир Урин: «Свыше».
Но содержание театра — это большие расходы, отметил Урин. При этом он положительно оценивает размер государственных субсидий, выделяемых на поддержку Большого театра.
В противостоянии с так называемой билетной мафией, по словам Урина, удалось достигнуть существенного прогресса, но ее не победить, если не будут приняты соответствующие законодательные меры.
Владимир Урин: «И министерство культуры такие предложения в законодательство внесло вместе с правительством. Принят в первом чтении. Идет очень серьезное сопротивление. Этот закон вносил очень важные составляющие. Он запрещал перепродажу билетов. То есть продавать билеты имел право только сам театр, либо уполномоченный, кому дал лицензию театр на продажу этих билетов. И тогда все те, кто продают эти билеты вне закона, становились людьми вне закона. И к ним могли быть применены серьезные административные меры. Но вот, к сожалению редчайшему, сегодня этот закон застрял в Думе. Сейчас в него пытаются внести такое количество изменений, что он теряет тот смысл, который мы вкладывали, когда давали это предложение по внесению этого закона вместе с министерством культуры».
По словам Урина, объяснение тому, что у билетной мафии такие длинные руки, простое: в этом бизнесе крутятся десятки, сотни миллионов долларов.
Урин также ответил на вопрос, правда ли что труппа Большого театра мало гастролирует по стране
Владимир Урин: «Это проблема действительно достаточно серьезная. Действительно не так много залов, в которых театр может показывать в том качестве, в котором он их показывает здесь. Но есть еще и вторая проблема: многие наши постановки очень многочисленны. Чтобы вы понимали, мы сейчас едем на гастроли в Лондон, мы выезжаем (составом. — Ред.) 270 человек, плюс декорации. Какие расходы на организацию? То же самое, что и здесь, в России. Вы представьте себе: мы едем в Сибирь. Это самолет
Кадрового голода в Большом театре нет. Более того, многие российские таланты приходится делить с Западом. «Мы их уже вырываем для работы здесь, у нас, в Москве, совмещая это с теми контрактами, которые у них есть на Западе», — отметил Урин.
Большой театр активно идет на эксперименты. Не размывают ли они академический образ главной сцены страны? Урин признаёт, что слышал подобные упреки в адрес Большого.
Владимир Урин:
На вопрос о том, каким должен быть Большой театр, Урин уверенно ответил: «Он обязательно должен сохранять все то лучшее, что накоплено за его историю. Если это 60 лет назад поставленный спектакль „Борис Годунов“, или „Царская невеста“, или „Легенда о любви“, которые идут уже многие десятилетия, то это обязательно нужно сохранять, всякий раз вводя талантливых молодых исполнителей, для того чтобы эти спектакли оставались живыми».
Но современные тенденции тоже должны быть частью Большого театра, убежден Урин. Потому что зритель Большого невероятно разнообразен.
Владимир Урин: «Есть определенные законы и некая академичность оперного театра и балетного театра. Где эта граница? Я вам скажу: только в одном — в таланте. Искусство всегда разрушает границы, культура сохраняет накопленное».
Поэтому генеральный директор Большого театра убежден, что надо пробовать новое и иногда, что неизбежно, сталкиваться с неудачами.
Владимир Урин: «Не бывает творчества без поиска, а вот те, кто боятся этого поиска, те, кто говорят, что Большой театр должен быть музеем… Не должен быть! Он должен быть частью музея, потому что он — часть русской культуры».
Урин положительно оценивает создание культурных кластеров по стране. Филиал Большого театра будет создан в Калининграде. План развития филиала — помочь сформироваться, а потом пустить в самостоятельное плавание.
Владимир Урин: «Что важно — комплексный подход. Там не просто строится театр оперы и балета, там строится филиал академии хореографии московской, там создается школа искусств, где будут готовиться специалисты не только для театра. Там создается замечательный музейный комплекс выставочный. Решается вопрос жилья как для тех, кто будет учиться, так и для тех, кто будет работать. Возникает очень важная составляющая в создании определенного культурного слоя».
Владимир Урин не стал уточнять, чем Большой театр в новом сезоне намерен удивить зрителей, но отметил: скучно точно не будет.