Менее чем через два часа вступит в силу российско-американский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Менее чем через два часа вступит в силу
Из Германии передает собственный корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.
Раз в год сюда, в Баварию, съезжаются лидеры всей планеты — от Хилари Клинтон до Ангелы Меркель и Пана Ги Муна, съезжаются, чтоб обсудить вопросы безопасности мира. Обеспечить их безопасность становится главной задачей для немецких спецслужб и полицейских.
Целый район в центре Мюнхена взят в кольцо и закрыт для посторонних. Но даже при такой защите до находящихся сейчас в гостинице «Баварский двор» участников Мюнхенской конференции по безопасности не могут не доноситься отголоски боев и беспорядков в далеком Каире. И потому повестка дня меняется на глазах.
Они летели в Мюнхен, чтобы обсуждать мирное будущее НАТО, а там — и всей планеты. Глава немецкого Минобороны и без пяти минут бундесканцлер Карл Теодор Цугутенберг — с тезисами о сокращении Бундесвера. Его английский коллега Уильям Хейк — с докладом о грядущих кибервойнах, что будут греметь уже не на земле, а в Интернете. Но реалии сегодняшнего дня для всех оказались сложней гаданий о завтрашнем.
Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО: «Я шокирован тем насилием, которое мы видим сейчас в Египте и других странах Северной Африки и Ближнего Востока. Я уверен, что демократия строится не только на власти большинства, но и на уважении мнения меньшинства. На этом основано партнерство НАТО с Египтом и другими североафриканскими странами. Так должно быть и в них самих, однако мы не можем вмешиваться в их внутреннюю политику».
И потому кроме робких намеков в адрес Хосни Мубарака с призывом уйти в отставку рычагов влияния на полыхающий Египет в арсенале западных стран не нашлось.
Дмитрий Рогозин, постоянный представитель РФ при НАТО: «Для Запада, который, к сожалению, пока смотрит натоцентрично на весь мир, это сюрприз. Они не ожидали, что вдруг могут происходить процессы, когда им казалось, что они этот Ближний Восток или эту Северную Африку давно уже контролируют. То есть, по сути дела вот на Мюнхенской конференции обнажилось неумение Запада контролировать мир, несмотря на огромные наполеоновские амбиции».
Но Мюнхен — площадка не только для военных споров. Одной из главных тем накануне для Сергея Лаврова и его немецкого коллеги Гидо Вестервелле вновь стал вопрос отмены виз между Россией и Евросоюзом. Хотя и на этот раз, скорее, не вопрос, а многоточие.
Гидо Вестервелле, министр иностранных дел Германии: «Раз мы хотим еще более тесного сотрудничества с Россией, значит, необходимо облегчить и правила въезда в наши страны друг для друга. Мы должны понимать, что помимо Германии в Евросоюзе есть и другие страны, которые необходимо убедить в важности отмены виз. Мы будем шаг за шагом постепенно двигаться к этой цели».
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Выражу надежду, на то, что в вопросе о продвижении к безвизовому режиму не будет действовать принцип великого немецкого философа „Движение — все, цель — ничто“».
На этом фоне едва ли не единственная добрая весть пришла из Москвы и Вашингтона. Уже через час Хилари Клинтон и Сергей Лавров поставят точку в длинной истории с коротким названием «СНВ». Почти год ушел у американских и российских парламентариев на то, чтобы ратифицировать договор, заключенный в Праге президентами Обамой и Медведевым.
Вслед за сегодняшним обменом ратификационными грамотами исторический документ вступит в силу. Две ядерные державы начнут новый этап кардинального сокращения наступательных вооружений. Избежать и новой гонки оборонительных вооружений — отныне ключевая цель России.
Константин Косачев, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам: «Речь идет об очень настойчивых требованиях американского Сената к собственному президенту развивать противоракетную оборону США во всех ее измерениях, вне зависимости от того, что по этому поводу думает Россия и вне зависимости от того, какая логика стратегического баланса заложена в договор об СНВ».
Что такое мироустройство по лекалам прошлого века не всем по душе и не только в России, можно было заметить и за полями конференции. На центральной площади Мюнхена, где сегодня пройдет многотысячная антивоенная демонстрация, вчера давали увертюру к ней — напольную монополию.
Ведущий игры: «Кидайте кубик, господа! Прекрасный ход. Ваши войска в Судане».
Еще в Афганистане, Косово, Иране. В роли фишечек — подразделения НАТО, в роли господ игроков — оружейные и нефтяные концерны Запада. И тех, и других власти стран, по сценарию, лишь обслуживают и ссужают. Эта смелая картина мира, возможно, слишком груба, чтобы обсуждать ее в дипломатических коридорах, но покончить с бросанием кубиков и бряцанием оружия для иных гостей в Мюнхене могло бы стать дельным советом.