На севере Косова живут в основном сербы. Это видно по флагам, которые там буквально на каждом столбе. Поэтому когда в тех местах 28 мая появился вооруженный до зубов албанский спецназ, сразу стало ясно: миром они не разойдутся.
В городах на севере ревели сирены. Где миротворцы? Единственный, кто приехал на место столкновений, — сотрудник миссии ООН Михаил Краснощёков. Министр иностранных дел самопровозглашенной республики Косово показал фотографии: машина Краснощёкова встала между враждующими.
Бехджет Паццоли, министр иностранных дел самопровозглашенной республики Косово: «Он вовсе не собирался вставать между двумя группами людей и препятствовать конфликту. Он был организатором. Полиции ничего не оставалось, кроме как убрать эту машину. Но полицейские были очень вежливы с ним. Говорили: „Пожалуйста, отойдите. Пожалуйста, уберите машину“».
В результате этих «разговоров» российский гражданин с дипломатической неприкосновенностью оказался в больнице с переломами лицевых костей.
Милан Иванович, главврач больницы в городе
Более того, перед россиянином не то что не извинились, а потребовали лишить неприкосновенности и объявили персоной нон грата на территории Косова. Теперь Михаил Краснощёков в госпитале Белграда, где его уже навестил президент Сербии.
Александр Вучич, президент Сербии: «Со стороны косовских албанцев ошибки не было. Они сделали это нарочно. Они хотели напугать все сербское население, и им действительно было все равно, что там находится гражданин России, причем не только гражданин России, но и сотрудник Организации Объединенных Наций».
Что удивительно — это отсутствие международной реакции на избиение дипломата и мирных жителей. Евросоюз, куда Косово так стремится, ограничивается стандартным: «Призываем к сдержанности».
В Евросоюзе не замечают, что президент Косово на днях начал открыто их шантажировать: будете затягивать выдачу нам европейских виз — объединимся с Албанией. Не замечают решение о создании в Косово собственной армии, хотя это противоречит резолюции ООН. Не замечают грабительские пошлины на ввоз сербских товаров в республику.
Положение Косова напоминает положение сына директора школы — ему все можно, а учителя (Европа и НАТО) делают вид, что ничего плохого не происходит. Только без должного воспитания этот ученик может совсем отбиться от рук, особенно в исторически взрывоопасных Балканах, где нет никакой гарантии, что очередная провокация или спецоперация не закончится полномасштабным военным конфликтом.