В России растет количество случаев самоуправства водителей, ополчившихся на дорожные камеры, в первую очередь те, что отданы в частные руки. Претензия зачастую одна: их устанавливают не там, где может произойти ДТП, а там, где водители чаще всего превышают скорость. Ситуация настолько накалилась, что в нее намерена вмешаться Генпрокуратура, которая в ближайшее время проверит законность установки частных камер.
Дмитрий — заядлый автомобилист, мотоциклист и злостный нарушитель. В декабре по номеру мотоцикла Дмитрию пришел штраф на 5 тысяч рублей. У мотоциклов, тракторов и военного транспорта одинаковый формат номерных знаков, а базы разные. У ЦОДД она только на автомобили и мотоциклы, вот и совпал номер с тракторным. Это, конечно, из разряда редкого «везения» и курьезов. Другие проделки встречаются куда чаще.
В Интернете есть целые галереи фото камер под капотом, в мусорном контейнере и даже коробке от телевизора. Водители страшно возмущены. Один из них подошел к делу с вдохновением, которое почерпнул в сельском туалете, и выплеснул на камеру контроля скорости.
Однако такая форма протеста чревата уголовным преследованием, огромным штрафом и оплатой поврежденного оборудования, а это миллиона
Когда в следующий раз, сидя за рулем, вы про себя или вслух будете ругать камеры, задумайтесь, что рядом с ними аварийность снижается на 20, а то и на 40%, а смертность на дорогах за 2018 год снизилась на 18%.
При этом главная претензия автомобилистов — камеры часто стоят не по ГОСТу. Однако многие забывают, что ГОСТ носит рекомендательный характер, а вовсе не обязательный. То есть камера не по ГОСТу может работать на законных основаниях. Кроме того, техника развивается, а нормативы за ней не всегда поспевают. При установке камер необходимо соблюдать рекомендации прежде всего производителя. В инструкции к одному из приборов, например, черным по белому написано, как с ним работать.
Антон Аверьянов, руководитель департамента передвижных комплексов «МВС Груп»: «Комплекс устанавливается от 1 до 5 метров от края первой контролируемой полосы дороги».
А еще оператор подмосковного эксксплуатанта камер уверяет, что их прибор поставить неправильно он просто не может, в этом случае он просто работать не будет, а возможность «подкрутить» камеру на «побольше штрафов» — миф.
Антон Аверьянов: «Все операторы имеют фиксированную заработную плату, никаким образом она не зависит от количества вынесенных постановлений».
Но от их количества зависит доход компании, сотрудничающей с правительством области: с каждого штрафа — 233 рубля.
Сергей Радько, адвокат, эксперт партии «Автомобильная Россия»: «Большинство штрафов — это как раз те самые, на величину более 20 километров в час. Они составляют 500 рублей, со скидкой 250. Если львиная доля этой суммы идет в карман коммерсантов, то государству не остается практически ничего».
Но и затрат государство не несет — оборудование и его обслуживание стоит миллионы. Вообще вопросов в этом деле много, в один сюжет не уместить, и пока они не решены, в прокуратуре прямо говорят: не занимайтесь самоуправством, лучше жалуйтесь.